Что подстерегает нас в пути

Что подстерегает нас в пути

Жизнь — в движении. Но дорога — это не только познание, открытие других стран, новые знакомства, это и испытание человека, и подстерегающие его опасности. Примет и поверий, связанных с дорогой, множество, что не случайно: отправляющегося в путь стараются предупредить, уберечь от беды, подстраховать. Некоторые суеверия до смешного наивны (о черной кошке или пустых ведрах), но тем не менее они живучи и продолжают бытовать. Причина отнюдь не в темноте, непросвещенности народа, а всего лишь в нормальной заботе о ближнем, которая всегда будет проявляться, что бы там ни говорили скептики, которые и сами стучат по дереву и трижды плюют через левое плечо.

От слова «куда?» дорога будет несчастливой. Тем, кто по неразумию и недалекости спрашивает: «Куда идешь?», надо отвечать: «За Кудыкины горы».

Всегда считалось, что если другому известны твои планы, то это — лишняя помеха. Так, беременная женщина долго скрывает от посторонних сам факт беременности. Домашние предпочитают до рождения ребенка никому не сообщать, когда именно ожидаются роды. Сказать, куда ты направляешься, — значит подвергнуть опасности сглаза цель путешествия. Поэтому и возникло слово «горы»: мол, так далеко, что тебе и не увидеть. Одновременно спрашивающему возвращается его слово, которое благодаря этому уже не имеет силы.

Встретить монаха — к несчастью.

Встретив монаха, тут же сделай в кармане кукиш, не то ждет неприятность. Однозначно объяснить это нелегко. Может быть, причина в том чтоо такая встреча сбивает бодрое самочувствие, настраивает на унылый философский лад; в таком случае дело не в неприятности как таковой, а в изменении настроения. Кукиш выполняет роль оберега. С.В. Максимов в своих «Крылатых словах» поясняет это следующим образом: «Почиталась недоброю встреча со священником, и дьяконом, и нищими еще гораздо ранее, чем появились поучения, и осталась таковою до наших живых времен. Встреча с духовными лицами почиталась несчастною с времен крещения Руси, потому как не всегда увещанией, а чаще насилием, обращались в христианство и крестились в воде и сгонялись в церкви…

Перед дальней дорогой надо присесть и помолчать. Это — к удачному пути. Вполне логично, потому что именно в эти минуты человек еще раз интенсивно прокручивает в голове: всё ли он взял с собой? Не забыл ли документы, билет, ключи? В порядке ли оставил дом — воду, газ, свет? А молчание помогает сосредоточиться.

Если вернулся зачем-то с полпути — перед новым выходом посмотри на себя в зеркало и покажи себе язык. Можно заглянуть под коврик, половик — тоже помогает.

Мистически примета основана на том, что вернувшийся непременно должен обмануть или испугать нечистую силу (а она гнездится как раз под половиком или же заглядывает из-за левого плеча в зеркало). Заодно и дать ей понять, что не боится. Некоторые символически меняют что-то в одежде или во внешности: надевают другой галстук, заново причесываются. Таким образом получается, что это уже другой человек. С бытовой точки зрения факт возвращения считается неудачным по той ясной причине, что время потеряно и, нагоняя его, придется торопиться, опаздывать, нервничать.

Отправляться в дальнюю дорогу в дождь, который пошел неожиданно, — к удачному пути.

Считалось, что дождь — небесная вода — смывает все болезни и печали. С языческих времен сохранилось и восприятие дождя как небесного молока, кормящего землю и все на ней растущее. В древности Земля отождествлялась с женским началом, Небо — с мужским, оплодотворяющим. Все это вместе взятое и осталось в поверье.

Идет кто-то навстречу с пустыми ведрами — к пустому дню, пустым хлопотам.

Поп, да девка, да порожние вёдра навстречу — к плохим вестям.

Это поверье, как и многие другие, связанные с понятием «встреча» («Возьми в кумовья первого встречного» и пр.), основано на том, что встреча дается человеку свыше и определяет его судьбу. Значит, всякая встреча — знак судьбы, которой не избежать. Во втором поверье к уже упоминавшимся ранее попу и пустым ведрам добавляется «девка» (девушка; слово девка не имело в старину негативного оттенка). Именно встреча с девушкой, девицей, незамужней женщиной считалась неблагоприятной, а исключительно благоприятной — встреча с беременной женщиной, и теми, кто несет что-либо наполненное. Соответственно пустые ведра в руках у любого встречного воспринимаются как предупреждение свыше о грядущей неудаче, несчастье.

Встретишь утром первым мужчину — к удаче, женщину — к неудаче.

Одна из причин кроется в том, что считалось: женщина (особенно старая) гораздо чаще может сглазить, чем мужчина. Еще одна причина кроется в говорливости женщин, которые затем станут рассказывать о том, кого они встретили, как он был одет, куда направлялся и т.д. А это непременно скажется на задуманном (в худшем же случае — раскроет тайный секрет).

Если кто-то идет навстречу с полным ведром, уступи ему дорогу.

Мистический смысл этого: нельзя переходить дорогу собственной удаче, о которой таким образом сообщается свыше. При этом не имеет значения, чтб в ведре: вода или молоко, ягоды или песок, ж главное, что оно не пустое. Нельзя, думается, отрицать и заключенной в этом поверье элементарной вежливости: ведь с полным ведром идти тяжело, и потому желательно уступить дорогу тому, кто его несет. Он за это поблагодарит — вот и удачное начало дня.

Хочешь вернуться в понравившуюся местность — брось в ближайший водоем монетку.

Воде в славянских преданиях присуща мистическая символика, прежде всего очистительная и животворящая («мертвая вода» — очищение, «живая вода» — сотворение заново, оживление). Вода — граница между тем и этим светом, вся она в конечном счете — с небес. Бросить в воду монетку — значит задобрить ее, умиротворить, выказать свое уважение, чтобы она не препятствовала возвращению. А в то же время — словно бы и оставить на этом месте часть себя (вспомним поверье о забытой в чужом доме вещи: обязательно туда вернешься).

Перед дальней дорогой не мой волосы — беду накличешь.

Безусловно, здесь ярко выражено отношение к волосам, ибо в них, по верованиям древних, заключается жизненная сила. Мотив волос находит свое отражение во всех важнейших событиях жизни человека: прядку волос малыша закатывают в воск; ребенка нельзя стричь до года; в определенные дни беременной женщине не позволяется не только стричь волосы, но и мыть их, и т.д. Считалось, что по брошенным волосам можно навести порчу, лишить здоровья, — поэтому предостерегали от выбрасывания волос где попало.

После мытья головы часть волос остается в воде, часть — на гребешке, что не приветствуется перед дорогой: все волосы должны быть с тобой.

Бытовое объяснение поверья простое: если волосы не успеют высохнуть до выхода из дому, то очень легко простудиться.

Перед дальней дорогой надо подержаться за угол стола — это к удаче.

До нас дошел лишь отголосок славянского поверья, гласившего: отправляясь в дорогу, надо поцеловать стол. Такое отношение связано с почитанием, которое бытовало на протяжении веков и нашло свое отражение в фольклоре («Сколько за столом — столько и в Царстве Небесном» и т.п.). Стол считался настолько важным символом дома, что в старину, продавая дом, оставляли в нем стол (ибо дом и стол нераздельны). А отправляясь в путь и прикасаясь к углу стола, получали благословение дома на удачную дорогу и благополучное возвращение.

Если кто-то чужой по твоим следам идет, то он забирает у тебя, впереди идущего, силу.

След, оставляемый человеком и животным, всегда наделялся мистической силой. Считалось, что по оставленному следу можно не только многое узнать о шедшем, но и, идя след в след за ним, навести на него порчу, отнять силы. Физически это связано с тем, что идущий по проторенному пути тратит собственных сил намного меньше, чем тот, кто путь прокладывает. Мистическое же объяснение заключается в том, что, затаптывая умышленно следы, человека лишают собственного следа, делают незащищенным (аналог — человек без тени).

Незваный гость на двор — и беда на двор. Незваного гостя берегись.

Поверье, которое поначалу трудно понять: ведь в русском народе отношение к гостям всегда было доброжелательным. Корни поверья — еще в том времени, когда Русь находилась под игом монголо-татар (13-14 века). Поработители («незваные гости») вели себя как хозяева, входили в любой дом и забирали все, что нравится, чаще всего девушек. Естественно, что это осталось в исторической памяти народа и перешло в устойчивое поверье. Что касается «незваного гостя» в отрыве от этих тяжких страниц истории, то отношение к нему остается все-таки непростым, с уклоном в отрицательное, поскольку он нарушает планы хозяев, ставит их в неловкое положение.

Когда выходишь из дому, всякая встреча на крыльце — не к добру.

Считается, что встречный определенным образом переходит дорогу намеченному делу, подрезает путь. Примета, очень мешающая мнительным натурам: исходя из уверенности, что любая встреча предназначена Судьбой, человек затем помимо воли тратит немало энергии на разгадывание смысла этой первой встречи, что и в самом деле сказывается на деле.

Встреча при выходе из дому — это и возможный запретный вопрос «куда идешь?», обрекающий на неудачу задуманное, и простая незапланированная задержка, ведущая к опозданию.

Заметим однако: если эта примета и имеет еще какое-то влияние на деревенских жителей, то в условиях городских многоэтажных домов, где подобных встреч не избежать при всем желании, она потеряла смысл и лучше об этом не задумываться.

Случайно встретить на дороге похоронную процессию — к удаче.

Это странное поверье укоренилось на том основании, что раньше принято было вручать первому встречному от имени семьи умершего так называемую «подорожну»: кусок холста, хлеб, свечу и монету. Считалось, что принявший все это символически отпускает грехи умершему. В благодарность же умерший на том свете первым встретит этого человека и будет его опекуном, защитником и наставником. Отсюда и пошло поверье, что тот, кто первым идет навстречу похоронной процессии, — счастливый: он уже обеспечил хорошее отношение к себе на том Свете. Впрочем, в некоторых местностях существует и диаметрально противоположное поверье.

Встретится лысая лошадь или свинья — удачи в пути не жди.

«Лысая лошадь» — это лошадь с длинным белым пятном на лбу. Поверье основано на отрицательных последствиях любой встречи с «мечеными» (в том числе и с людьми). О свинье исследователь фольклора С.В. Максимов справедливо пишет, что это суеверие в народе уже совершенно исчезло и «встречи со свиньей опасаются только продавцы раков, убежденные опытом в том, что свиной запах их убивает, то есть они засыпают». Остается лишь добавить, что по нынешним временам встреча со свиньей на улице столь же редка, как и с крокодилом или страусом.

Подошвы чешутся — к дороге, ноги горят — к пути.

Скорее это не поверье, не примета, а шутка. Хотя человек, уже знающий, что ему предстоит долгий путь, вполне может испытывать подобные ощущения.

С левой ноги встанешь — пути не будет.

Это суеверие, как и многие подобные, идет от уверенности, что за левым плечом стоит у человека искуситель, чёрт, а за правым — Ангел-хранитель. Именно поэтому столь близки слова «правый» и «правда». Еще более древние корни приводят к следующему пояснению: с утра молясь Солнцу, то есть обратясь лицом на восток, человек слева ощущал холод севера (злые силы), справа — тепло юга (силы добрые). В сущности, на этом и основаны все приметы, поверья и суеверия, связанные с левой стороной: левую руку не подают при приветствии; с левой ноги нельзя начинать день; через левое плечо сплевывают, чтобы не произошло беды.

Кто, домой возвращаясь, споткнется — с домашними поссорится.

Споткнуться — вообще не самая хорошая примета, ибо она толкуется как стороннее вмешательство. Но, минуя мистический смысл, с чисто психологической точки зрения вполне объяснимо, что у споткнувшегося человека портится настроение, тем более — если он к тому же упал. Лучше всего исходить из мудрого совета: «Не вини коня, вини дорогу» — и не придавать случившемуся особого значения.

Перед дорогой что-нибудь зашивать — удачи не видать.

Как ни странно, эта примета нередко сбывается. Но причина скорее всего не в том, что «зашивается удача», а в том, что перед отправлением в дорогу все делается на скорую руку, что затем и сказывается. Немаловажную роль может играть и то, что человеку известна эта примета и он подспудно настроен на неудачу, привлекает ее, неосознанно провоцирует. Так что лучше и в самом деле перед дорогой ничего не зашивать.

Найти на дороге гвоздь или еще что-то острое — к неприятностям.

Первоначальный смысл — в отношении к оберегам и к порче. Если человек сам хочет уберечься от порчи, от несчастья, он все острое направляет против предполагаемого недруга (например, иголки, воткнутые в дверь; нож у порога острием наружу). Если же что-то острое направлено в сторону путника — значит, он мистическим образом «пронзен», лишен сил. Правда, почти все фольклористы слышали уточнение: неприятности ждут путника лишь в том случае, если предмет направлен острием на человека, а если наоборот, от него, то это — к воспоминанию близких о нем. Лучше всего, видимо, не искать ничего под ногами по дороге.

В пятницу в дальний путь лучше не отправляться: дороги не будет.

В пятницу не рекомендовалось не только в дорогу отправляться, но также и выполнять некоторые работы, особенно женщинам. Это связано с культом Параскевы Пятницы, которая нередко ассоциируется с Судьбой. А Судьбу лишний раз испытывать не надо. Возможна и трактовка, связанная с постным пятничным днем (не случайно в сходной ситуации упоминается и среда — еще один постный день).

Бери с собой полынь — путь благополучным будет.

В данном случае полынь рекомендована как одно из действенных средств, предохраняющих от сглаза. Положительное, очищающее действие оказывает сам запах полыни. В некоторых местах из полыни делают веники и выметают ими в доме, «чтобы ведьма не могла войти и чтобы колдун испугался». С такою же целью, как полынь, используются почти все растения, имеющие резкий запах: укроп, чеснок, лук, душица, кориандр, фиалка, тмин, чабрец, мандрагора, мята и др.

Перебежит собака дорогу — худа в том нет, но и особого добра не жди.

Какова примета, таково и пояснение: с одной стороны, собака похожа на волка, с другой — она друг дома.

Если больному в бреду мерещится дорога — значит, он скоро умрет.

Безусловно, суть приметы основана на простой ассоциации дороги и «последнего пути», о котором думает или который предчувствует больной.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.