Краткая биография Фридерика Францишка Шопена

Краткая биография Фридерика Францишка Шопена

Величайший польский композитор и пианист Фридерик Шопен родился в 1810 году, в Желязовой Воле. Гениальная музыкальная одаренность и пытливость ума проявились у мальчика необычайно рано. Он легко запоминал мелодии песни и даже целые пьесы, которые играла его старшая сестра Людвика, занимавшаяся музыкой под руководством чешского педагога В. Живного. Вскоре у него начал брать уроки фортепианной игры и маленький Фридерик, очень любивший импровизировать и рано начавший сочинять полонезы, мазурки, вальсы, марши. Немногие из этих детских сочинений Шопена дошли до нас. Мы знаем лишь четыре полонеза (самый ранний из них был издан в 1817 году), три мазурки и сочиненный им в том же году марш, инструментованный, изданный (без указания автора) и исполнявшийся на военных смотрах и парадах в Варшаве. В Главной школе музыки при Варшавском университете под руководством авторитетнейшего музыканта, композитора, дирижера и педагога Ю. Эльснера Шопен получил профессиональное образование.

В кругах варшавской общественности Шопен завоевал признание — вначале как «чудо-ребенок», поражавший своей игрой на фортепиано (первое публичное выступление Фридерика состоялось в 1818 году и прошло с громадным успехом), а затем и как композитор, обращающийся к самым различным жанрам и смело их развивавший. В своих мазурках и полонезах он продолжал предшественников и старших современников, среди которых следует прежде всего назвать М. К. Огиньского. Шопен жил в Варшаве, изредка выезжая в Вену, Берлин, Дрезден. На родине были созданы многочисленные произведения: фортепианная соната, трио для фортепиано, скрипки и виолончели и сочинения для фортепиано с оркестром — Большое концертное рондо, Большая фантазия на польские национальные темы, вариации на тему Моцарта (из «Донжуана»). Именно по поводу этих вариаций Шуман писал: «Шапки долой, господа, перед вами гений».

Принципы «поэмности» получили развитие в его ноктюрнах, этюдах и двух концертах для фортепиано с оркестром. Национальный стиль творчества Шопена как польского композитора и основоположника отечественной музыкальной классики в полной мере определился именно в Польше, с мыслью о которой он жил и работал до конца своей недолгой и горькой жизни. Интересно, что вся вокальная лирика Шопена создавалась на слова только польских поэтов. В Париже произведения Шопена стали широко публиковать различные европейские фирмы. Были напечатаны девять мазурок, Первый концерт, трио, двенадцать этюдов и три ноктюрна. Есть все основания полагать, что в столицу Франции Шопен привез — в той или иной степени готовности — и другие сочинения, в том числе Первое скерцо и Первую балладу, навеянную, так же как и Вторая (судя по словам композитора, сказанным Шуману), поэмой Мицкевича «Конрад Валленрод».

В Париже Шопен встречается с Мицкевичем, Словацким и другими польскими эмигрантами. Он живо интересовался всем, что происходило на родине. Подобно своему учителю, Шопен считал залогом возрождения Польши сохранение и развитие отечественной культуры, расцветом которой ознаменовался 19 век. Все переживаемое композитором воплощалось в музыке, создававшейся преимущественно для фортепиано, — в знаменитой сонате с похоронным маршем, которую А. Г. Рубинштейн назвал «национальной трагедией», во всех четырех балладах, в фантазии, в больших полонезах, грандиозных этюдах и лаконичных прелюдиях.

Высокий трагизм, драматичность, глубокий интеллектуализм сочетаются в музыке Шопена с проникновенным лиризмом. На протяжении всей своей творческой жизни он создавал мазурки, и каждая из них представляла собой поэму о родной земле, о народных напевах, жанровые сценки из народной жизни, о которой он не переставал думать. Новаторство музыки Шопена сочеталось с его открытиями в области пианизма, которые постигались далеко не всеми. Фридерик Шопен скончался в 1849 году.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.