Краткая биография Виргилиуса Норейки

Краткая биография Виргилиуса Норейки

В. Норейка родился в литовском городе Шауляе. Хотя любовь к пению была присуща ему с детства, занятия музыкой начались с игры на духовых инструментах и дирижирования детским духовым оркестром. Позднее в музыкальном училище В. Норейка продолжал учиться игре на трубе и занимался на дирижерско-хоровом отделении, но в консерваторию он поступил уже на вокальный факультет. Его педагогами по специальности были А. Каросас, а затем выдающийся певец К. Петраускас (Пиотровский), младший современник и партнер великого Ф. Шаляпина. От него Норейка воспринял заложенные замечательными певцами прошлого традиции отечественного бельканто.

1957 год принес молодому певцу первый крупный успех — золотую медаль на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Незадолго до этого В. Норейка впервые выступил на оперной сцене, исполнив партию Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин» в студенческом спектакле Вильнюсской консерватории, а несколько месяцев спустя дебютировал в этой партии на сцене Литовского государственного театра оперы и балета. Уже первое выступление показало не только отличные вокальные данные певца, но и глубокую одухотворенность исполнения. После успешного дебюта Виргилиус Норейка в двадцать один год становится солистом театра.

В 1958 году он заканчивает консерваторию. Дипломная работа — партия графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Россини стала новой большой сценической удачей артиста. Он активно включается в репертуар, готовит ведущие партии в операх «Риголетто» Д. Верди и «Ромео и Джульетта и «Фауст» Ш. Гуно. За исполнение роли партизана Андрюса в опере литовского композитора В. Кловы в 1960 году В. Норейка был удостоен Республиканской премии. В октябре 1964 года он впервые и с большим успехом выступает в спектакле Большого театра СССР (опять Ленский в «Евгении Онегине»), а в 1965 едет на стажировку в миланский театр «Ла Скала», где занимается с известными педагогами Э. Пьяцца и Д. Барра.

Успехи певца обратили на него внимание руководства театра. В. Норейка прошел труднейший творческий экзамен у художественного руководителя театра маэстро Сичилиани, результатом которого явилось приглашение выступить в спектакле прославленного театра. 13 марта 1966 года Виргилиус успешно дебютировал в партии Пинкертона («Чио-Чио-сан»). Для В. Норейки это событие творческой биографии было вдвойне знаменательно, так как до него на этой сцене выступал только один литовский певец — его учитель К. Петраускас.

В творческом облике артиста привлекает органическое сочетание вокальных и сценических качеств. Его голос — красивый крепкий лирический тенор теплого тембра — звучит как отлично настроенный инструмент. В результате долгой, настойчивой работы артист значительно расширил возможности своего вокального аппарата, добился ровного звучания всех регистров. Великолепная вокальная техника, отличные внешние данные — высокий рост, благородная осанка, уверенная свободная манера поведения на сцене — все это помогает певцу создавать запоминающиеся образы в классических и современных операх.

Трудно перечислить оперный репертуар литовского певца. Количество исполненных им партий исчисляется десятками. Среди них произведения Верди, Пуччини, Россини, Доницетти, Леонкавалло, Визе, Гуно, Обера, Оффенбаха, Глинки, Бородина, Чайковского, Прокофьева, Щедрина, образы героев литовской оперной классики. Вместе с тем певец успешно выступает и на концертной эстраде. Программы его концертов включают образцы итальянской музыки, стилистику которой певец тонко чувствует, песни Шуберта, Шумана, романсы Глинки и Чайковского, произведения Листа, Рахманинова, Прокофьева, Свиридова, а также народные песни.

Год от года расширяется «география» гастролей литовского певца. Его выступления украшают программы музыкальных фестивалей во многих городах СССР. Свыше пятидесяти раз выступал он в спектаклях Большого театра СССР («Тоска», «Риголетто», ‘Травиатта», «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Садко»), причем не только в Москве, но и в зарубежных гастролях, в том числе в «Ла Скала». В. Норейка участвовал в спектаклях практически всех крупных оперных театров страны, ему аплодировали восторженные слушатели Софии, Белграда, Гамбурга, Висбадена, Бухареста. В течение нескольких лет он был солистом Государственной оперы в Берлине.

А параллельно с блистательными зарубежными турне — поездки в маленькие города и села своей республики, где В. Норейку прекрасно знают не только как замечательного артиста, но и как депутата Верховного Совета Литовской ССР, делегата XXV съезда КПСС, председателя Президиума Литовского театрального общества, очень много времени уделяющего шефской работе, связям деятелей культуры с трудящимися Литвы. С 1974 года Виргилиус Норейка — директор и художественный руководитель Государственного театра оперы и балета Литовской ССР. Но ответственные административные обязанности он сочетает с активной творческой деятельностью.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.