Краткая биография Абдула Муслима Магометовича Магомаева

А. М. Магомаев родился в 1885 году, в городе Грозный. В доме отца — кузнеца-оружейника часто звучали граммофонные пластинки, нередко устраивались импровизированные концерты и спектакли; инициатором которых был старший брат Муслима, неплохо игравший на флейте и гармонике, увлекавшийся танцами и фотографией. Муслим тоже научился играть на гармонике, а поступив в городскую школу, овладел еще игрой на скрипке.

Музыкальный талант Магомаева особенно ярко проявился в годы учебы в Закавказской учительской семинарии города Гори (1900-1904). В семинарии часто устраивались концерты симфонического и духового оркестров, созданных из самих учащихся. Уже 18-летним юношей М. Магомаев был старшим музыкантом в симфоническом оркестре и часто заменял дирижера. Таким образом Магомаев познакомился с обширным музыкальным репертуаром, куда входили наряду с танцевальной музыкой и популярными мелодиями отрывки из симфоний и опер, пьесы западноевропейских и русских композиторов-классиков. В эти годы им были созданы первые произведения: пьесы для фортепиано – мазурка “Семинарист” и вальс “Мечтание”. По окончании учебы Магомаев, как лучший ученик семинарии, получил в подарок скрипку и денежную премию.

С первых дней педагогической работы композитор направляет свою энергию и энтузиазм на приобщение учащихся к музыке, к театру. За год учительства в селе Бекович на Северном Кавказе он организовал школьный хор, а в Ленкорани создал ученический оркестр и хор. Эти коллективы, выступая на многочисленных концертных площадках, заметно оживляли жизнь на юге Азербайджана. В их программах звучали азербайджанские и русские песни, песни других народов, вальсы, марши. Исполнялись и сочинения самого Магомаева — “Маленькая фантазия”, попурри из турецких мотивов, написанные для симфонического оркестра. Широкий отклик получил созданный музыкантом драматический кружок, в котором регулярно ставились пьесы на азербайджанском и русском языках. Большое место среди них занимали водевили с музыкой.

Осенью 1911 года Магомаев переехал в Баку и стал работать в детской школе нефтяного района Сабунчи. Здесь молодой учитель также разворачивает кипучую деятельность, создает кружки, устраивает концерты и спектакли. Активно включился Магомаев в работу азербайджанского музыкального театра, делающего в эти годы свои первые шаги. В 1912 году состоялся дебют Магомаева в роли дирижера в опере Уз. Гаджибекова “Асли и Керам”. С этих пор театр стал для Магомаева частью его жизни. В 1924 году его назначают директором Азербайджанского государственного театра оперы и балета.

В 1921 году он возглавил отдел искусств Наркомпроса. В конце 20-х годов он стал руководителем музыкального радиоцентра. Круг проблем, которые приходилось ему решать, был обширен: пересмотр традиционного музыкального репертуара и его обновление, широкая пропаганда образцов симфонической музыки и музыки других народов, поиски новых и более разнообразных форм радиопередач, организация открытых концертов силами артистов радио, создание на радио первого нотного оркестра народных инструментов. В 1913—1916 годах Магомаев работал над созданием эпико-легендарной оперы “Шах Исмаил”, премьера которой в 1919 году прошла с большим успехом. Как и все дореволюционные азербайджанские оперы, ее основу на три четверти составляли мугамы.

Несколько раз композитор переделывал это сочинение, пока не добился того, чтобы соотношение импровизируемого и сочиненного материалов стало обратным. В окончательной авторской редакции опера увидела свет в 1925 году. Наивысшим творческим достижением Магомаева стала его вторая опера “Нэргиз” (либретто М. Ордубады), поставленная в Азербайджанском государственном театре оперы и балета в декабре 1935 года к пятнадцатилетию установления Советской власти в Азербайджане. Это была первая азербайджанская опера на современную тему. Эпико-драматическое начало сочетается с лирико-драматическим. Последнее связано с образом главной героини оперы — девушки Нэргиз, Которая вступила в борьбу за свое личное счастье и за счастье своего народа.

Магомаев — автор пятнадцати симфонических программных пьес. Наиболее популярны такие, как “На полях Азербайджана”, “Джейран”, “Танец освобожденной азербайджанки”, “Марш колхозников”. Богатство и красоту азербайджанских мугамов передал композитор в своих рапсодиях “Пишдарамеди Чаргях”, “Дерамеди Шур”, “Тасниф Шур”. Магомаев был одним из первых авторов массовых азербайджанских песен: “Май”, “Наша деревня”, “Весна”, “Нефть” и др. Был он и пионером в области киномузыки, озвучив фильмы “Искусство Азербайджана”, “Наш рапорт” (1932). Имя Магомаева присвоено Азербайджанской государственной филармонии. А. М. Магомаев ушел из жизни в 1937 году.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.