Краткая биография Алексея Филипповича Кривчени

В 1949 году в оперную группу Государственного академического Большого театра СССР был приглашен А. Ф. Кривченя. Его деятельность начиналась в Одессе, где он родился в 1910 году, работал (на консервном заводе, в одесском порту, на канатном заводе), участвовал в самодеятельном ансамбле “Синяя блуза”. Затем четыре года учебы на рабфаке при Одесской консерватории, которую окончил в 1938 году по классу В. Селявина. В 1938—1944 годах артист выступает на сценах Ворошиловграда, а затем Днепропетровска и Красноярска. Годы работы в Днепропетровском театре принесли сценический опыт. Кривченя пел многие ответственные партии (Малюта и Собакин в “Царской невесте”, Гремин, Томский, Кочубей — в операх “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Мазепа” Чайковского, Карась в опере “Запорожец за Дунаем” С. Гулака-Артемовского, Тарас Бульба в одноименной опере В. Лысенко).

В 1944 году артист принял приглашение в труппу Новосибирского театра оперы и балета. В знаменательный день открытия театра – 12 мая 1945 года – А. Ф. Кривченя выступил в роли Ивана Сусанина в опере Глинки. Время работы в Новосибирском театре (1944-1949) — важная веха в сценической жизни артиста. За эти годы он спел многочисленные партии в русской, зарубежной и советской операх: Кончак и Галицкий, Мельник, Варлаам и Борис Годунов, Фарлаф, Мефистофель, наконец, старый матрос в “Севастопольцах” М. Коваля и др. Пресса высоко оценивала сценические образы, созданные А. Кривченей.

Весной 1950 года певец получил приглашение от дирекции участвовать в опере “Хованщина”. Это была одна из последних работ Н. Голованова, осуществившего капитальную постановку с режиссером Л. Барановым. Л. Полякова писала на страницах журнала “Советская музыка”: “Можно сказать без преувеличения, что именно в этом спектакле был совсем по-новому необычно раскрыт образ И. Хованского”. “У Кривчени — это сильный, мужественный, по-своему умный и целеустремленный человек…” В трагическую сцену обращения к своим детям” – стрельцам (финал третьего акта) Кривченя вкладывает “столько внутренней силы при необыкновенной простоте выражения, что ясен становится облик этого боярина-полководца, за которым стрельцы шли в огонь и в воду”.

За создание образа Хованского А. Ф. Кривченя был удостоен Государственной премии СССР (1951). Двадцать три сезона были отданы работе в Большом театре (1949-1962). В 1956 году Кривченя получает звание народного артиста СССР. Особенно близки ему были герои русского классического репертуара. В его Варлааме “намечено уже социальное обобщение человека, в котором парадоксально слиты стихийная мощь и духовное ничтожество”, — подмечал В. Киселев в книге “Мастера Большого театра”. Отличающее артиста своеобразие видения образа, глубина психологического анализа позволили Кривчене создать новую интерпретацию роли Бориса Годунова (в своем, хотя и не бесспорном, ключе).

Незабываем был Мельник Кривчени. Лучшие традиции трагедийного реалистического русского оперного театра в сложнейшем сочетании с комическим неизменно оживали в спектакле с участием певца. Артист лепил образ крупно, очень точно, используя при этом мимику, жесты, костюм и грим. Великолепен был Кривченя в ролях не только трагических и психологически сложных, но и комических. Навсегда запоминались его Фарлаф, Дон Базилио. Певец являлся убежденным и страстным пропагандистом советского оперного искусства. Кутузов в “Войне и мире”, Комиссар в “Повести о настоящем человеке”, Ткаченко в “Семене Котко” в исполнении Кривчени стали значительным явлением советского театра. Прекрасные образы созданы Кривченей в опере Ю. Шапорина “Декабристы” (Пестель и А. Бестужев).

Одной из значительных работ в советском репертуаре стала роль Никиты Вершинина в одноименной опере Д. Кабалевского. Д. Шостакович так писал в отзыве на премьеру спектакля, состоявшуюся 26 ноября 1955 года: “А. Ф. Кривченя как бы создан для исполнения партии Вершинина. Его внешний облик, сценическая игра и превосходное пение воссоздают образ сибирского партизана незабываемых героических лет. Талантливо, подкупающе просто и жизненно проводит А. Ф. Кривченя свою партию. Чувствуется органическое слияние образа и творческой индивидуальности артиста”. Певец постоянно выступал с камерным репертуаром во многих городах Советского Союза. Его исполнение произведений Даргомыжского и Мусоргского покоряло яркостью образов. Особенно сильно звучали сатирические песни Даргомыжского, крестьянские песни Мусоргского и его же баллада “Забытый”.

А. Ф. Кривчени ушел из жизни в 1974 году.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.