Краткая биография Алексея Филипповича Кривчени

Краткая биография Алексея Филипповича Кривчени

В 1949 году в оперную группу Государственного академического Большого театра СССР был приглашен А. Ф. Кривченя. Его деятельность начиналась в Одессе, где он родился в 1910 году, работал (на консервном заводе, в одесском порту, на канатном заводе), участвовал в самодеятельном ансамбле «Синяя блуза». Затем четыре года учебы на рабфаке при Одесской консерватории, которую окончил в 1938 году по классу В. Селявина. В 1938—1944 годах артист выступает на сценах Ворошиловграда, а затем Днепропетровска и Красноярска. Годы работы в Днепропетровском театре принесли сценический опыт. Кривченя пел многие ответственные партии (Малюта и Собакин в «Царской невесте», Гремин, Томский, Кочубей — в операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» Чайковского, Карась в опере «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, Тарас Бульба в одноименной опере В. Лысенко).

В 1944 году артист принял приглашение в труппу Новосибирского театра оперы и балета. В знаменательный день открытия театра — 12 мая 1945 года — А. Ф. Кривченя выступил в роли Ивана Сусанина в опере Глинки. Время работы в Новосибирском театре (1944-1949) — важная веха в сценической жизни артиста. За эти годы он спел многочисленные партии в русской, зарубежной и советской операх: Кончак и Галицкий, Мельник, Варлаам и Борис Годунов, Фарлаф, Мефистофель, наконец, старый матрос в «Севастопольцах» М. Коваля и др. Пресса высоко оценивала сценические образы, созданные А. Кривченей.

Весной 1950 года певец получил приглашение от дирекции участвовать в опере «Хованщина». Это была одна из последних работ Н. Голованова, осуществившего капитальную постановку с режиссером Л. Барановым. Л. Полякова писала на страницах журнала «Советская музыка»: «Можно сказать без преувеличения, что именно в этом спектакле был совсем по-новому необычно раскрыт образ И. Хованского». «У Кривчени — это сильный, мужественный, по-своему умный и целеустремленный человек…» В трагическую сцену обращения к своим детям» — стрельцам (финал третьего акта) Кривченя вкладывает «столько внутренней силы при необыкновенной простоте выражения, что ясен становится облик этого боярина-полководца, за которым стрельцы шли в огонь и в воду».

За создание образа Хованского А. Ф. Кривченя был удостоен Государственной премии СССР (1951). Двадцать три сезона были отданы работе в Большом театре (1949-1962). В 1956 году Кривченя получает звание народного артиста СССР. Особенно близки ему были герои русского классического репертуара. В его Варлааме «намечено уже социальное обобщение человека, в котором парадоксально слиты стихийная мощь и духовное ничтожество», — подмечал В. Киселев в книге «Мастера Большого театра». Отличающее артиста своеобразие видения образа, глубина психологического анализа позволили Кривчене создать новую интерпретацию роли Бориса Годунова (в своем, хотя и не бесспорном, ключе).

Незабываем был Мельник Кривчени. Лучшие традиции трагедийного реалистического русского оперного театра в сложнейшем сочетании с комическим неизменно оживали в спектакле с участием певца. Артист лепил образ крупно, очень точно, используя при этом мимику, жесты, костюм и грим. Великолепен был Кривченя в ролях не только трагических и психологически сложных, но и комических. Навсегда запоминались его Фарлаф, Дон Базилио. Певец являлся убежденным и страстным пропагандистом советского оперного искусства. Кутузов в «Войне и мире», Комиссар в «Повести о настоящем человеке», Ткаченко в «Семене Котко» в исполнении Кривчени стали значительным явлением советского театра. Прекрасные образы созданы Кривченей в опере Ю. Шапорина «Декабристы» (Пестель и А. Бестужев).

Одной из значительных работ в советском репертуаре стала роль Никиты Вершинина в одноименной опере Д. Кабалевского. Д. Шостакович так писал в отзыве на премьеру спектакля, состоявшуюся 26 ноября 1955 года: «А. Ф. Кривченя как бы создан для исполнения партии Вершинина. Его внешний облик, сценическая игра и превосходное пение воссоздают образ сибирского партизана незабываемых героических лет. Талантливо, подкупающе просто и жизненно проводит А. Ф. Кривченя свою партию. Чувствуется органическое слияние образа и творческой индивидуальности артиста». Певец постоянно выступал с камерным репертуаром во многих городах Советского Союза. Его исполнение произведений Даргомыжского и Мусоргского покоряло яркостью образов. Особенно сильно звучали сатирические песни Даргомыжского, крестьянские песни Мусоргского и его же баллада «Забытый».

А. Ф. Кривчени ушел из жизни в 1974 году.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.