Краткая биография Джауда Харисовича Файзуллина

Д. X. Файзи родился в 1910 году и вошел в историю советской музыкальной культуры как композитор яркого, самобытного дарования, внесший вклад в становление и развитие татарской профессиональной музыки. Детство Д. Файзи прошло в Оренбурге. Первые музыкальные впечатления были связаны с татарскими песнями, часто звучавшими в доме родных; он внимательно прислушивался к народным напевам, любил на слух подбирать запомнившиеся ему мелодии. Десятилетним мальчиком он поступает в Восточную музыкальную школу, где получает первоначальное музыкальное образование.

В 1925 году Д. Файзи переехал в Казань, где в 1933 году окончил юридический факультет Казанского университета. К этому же времени относятся его первые композиторские опыты — несколько песен, принесшие ему настоящий успех. Особенно большую популярность получила трогательная и нежная песня на стихи X. Такташа “Лесная девушка”, которая покорила слушателей своей мелодичностью и глубоким лиризмом. Встреча с В. И. Виноградовым, замечательным музыкантом-педагогом, и занятия с ним в Казанском музыкальном училище окончательно убедили молодого Файзи стать музыкантом-профессионалом. И когда в 1934 году при Московской консерватории была организована татарская оперная студия, Файзи продолжил в ней свои занятия композицией в классе композитора Б. С. Шехтера.

Вернувшись в 1939 году в Казань, молодой композитор начал работать в области театральной музыки. Он написал музыку к спектаклям Татарского академического театра “Ташкыннар”, “Шам-сикамар”, “Хужа Насретдин”, которые были тепло приняты зрителями. 1 марта 1942 года на сцене Татарского государственного театра оперы и балета состоялась премьера нового произведения Д. Файзи — комедия “Башмачки” (либретто Таги Гизатта). Это произведение знаменовало собой рождение татарской музыкальной комедии. Спектакль повествует о находчивости молодых влюбленных, которые борются с домостроевскими порядками и после целого ряда столкновений преодолевают все препятствия и бросают вызов старому укладу.

В своей книге “О любимом жанре” Г. М. Ярон писал: “Исключительную популярность приобрела татарская оперетта “Башмачки”… Музыка этой оперетты построена на темах великолепных народных песен, мелодических и выразительных, веселых и лирических”. Яркая, эмоциональная музыка, занимательный сюжет принесли спектаклю заслуженный успех. Вот уже не одно десятилетие комедия “Башмачки” не сходит со сцены Татарского театра оперы и балета. Переведенная на многие языки, она идет в театрах Свердловска и Киева, Харькова и Ташкента, Самарканда и Улан-Удэ; в 1957 году была с успехом показана в Москве в дни декады татарской литературы и искусства.

Композитор написал еще две музыкальные комедии, обе на сюжет из современной колхозной жизни – “Чайки” (1944 год, вторая редакция в 1954 году) и “На берегу Волги” (1949 год, вторая редакция в 1951 году под названием “Золотая осень”). 24 июня 1960 года состоялась премьера оперы Д. Файзи “Не отосланные письма”. Она была создана к сорокалетию Советского Татарстана по одноименной повести А. Кутуя. В центре этой лирико-психологической оперы — образ молодой татарской женщины, утверждение высоких этических идеалов, верность нравственному долгу. Музыка оперы, окрашенная национальным колоритом, привлекает мелодической распевностью арий, яркими хоровыми сценами. В 1968 году Д. Файзи написал на текст X. Такташа ораторию “Письма в будущее”.

Значителен вклад Д. Файзи в развитие татарской советской песни. Жанр массовой песни особенно привлекал композитора. Разнообразные по тематике, очень выразительные и искренние, песни Д. Файзи (их около трехсот), написанные на стихи Г. Тукая, С. Хакима, Н. Арсланова и других татарских поэтов, словно подслушаны в самой жизни. Тесно связанные с музыкально-поэтическим языком народного искусства, они глубоко вошли в быт народа. Героико-патриотические песни “Комсомолка Гюльсара”, “Кавалерийская”, песня-воспоминание “Мулла-нур”, “Звезда Джалиля”, “Встаньте, джалильцы”, “Баллада о Зое”, “У могилы Неизвестного солдата”, проникновенная песня-раздумье “Сердце беседует с Лениным”, лирические песни “Грусть”, “Последний раз”, “Оренбургская шаль”, “Другу вдалеке”, “Думы об Отчизне”, “О, эти поля, эти долины”, “Журавли, журавли” и многие другие принесли композитору большую и заслуженную славу. За вокально-симфонический цикл “Помни, товарищ!” Д. Файзи в 1966 году был удостоен Республиканской премии имени Г. Тукая.

Композитор создал много музыки для детей: фортепианные пьесы, около пятидесяти детских песен. Обладая незаурядным литературным даром, Файзи написал сказку о музыкальных инструментах “Забавные гости”, а для взрослых любителей музыки книгу “Музыкальные вечера”. Д. Файзи был одним из самых активных пропагандистов музыкального искусства. Он много выступал с лекциями по радио. Его беседы об умении слушать музыку, о воспитании музыкального вкуса пользовались большим успехом у слушателей. Перу этого замечательного музыканта-просветителя принадлежат статьи о народной музыке, очерки о деятелях музыкального искусства республики.

Исследователь-фольклорист, Д. Файзи в течение тридцати пяти лет собирал в разных районах республики народные песни. Его последняя работа — сборник “Жемчужины народные” (1971), содержащий двести тридцать пять песен с комментариями, является своеобразной энциклопедией современного народного творчества. Д. Файзи умер в 1973 году.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.