Краткая биография Веры Георгиевны Дуловой

Вера Дулова родилась в Москве. Ее бабка по линии отца, Зограф-Дулова, была профессиональной пианисткой. Выпускница Московской консерватории, по классу Н. Рубинштейна, она с успехом концертировала в России и за границей. Отец Веры Георгиевны, Г. Н. Дулов, был скрипачом, педагогом и методистом. Он также окончил Московскую консерваторию и был ее профессором. Мать В. Дуловой, М. А. Буковская, талантливая певица, учившаяся в Московской консерватории у Е. А. Лавровской, получила известность как исполнительница ведущих оперных партий.

В пять лет Веру начали обучать игре на рояле, а в восемь она стала ученицей Московской консерватории по классу К. А. Эрдели. Через два года руководителем Дуловой в консерватории стала М. А. Корчинская — известная арфистка и талантливый педагог. Под ее руководством пятнадцатилетняя ученица младших классов дала свой первый концерт, привлекший внимание серьезных музыкантов. Важную роль в судьбе Дуловой сыграл А. В. Луначарский, поверивший в ее артистический талант. По инициативе народного комиссара просвещения в те нелегкие для страны годы юной арфистке была назначена стипендия из “Фонда помощи молодым дарованиям”, и в 1927 году она была направлена в Берлин для стажировки у профессора М. Зааля.

По возвращении в 1929 году на родину Дулова становится солисткой Московской филармонии. Второй Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей в Москве (1935) приносит ей заслуженный успех — Первую премию. В это время, как и в дальнейшем, игра арфистки отличается редким вдохновением и вдумчивостью, необыкновенной виртуозностью и богатством выразительных средств. Необычайно широким становится масштаб ее гастрольных поездок: Донбасс, Сибирь “Северный полюс-4″. Ее портреты пишут известные художники Грабарь, Лентулов, Яковлев, Кончаловский и другие. Композиторы Книппер, Мосолов, Коваль, Хачатурян посвящают ей свои сочинения.

В каждом концертном сезоне арфистка исполняет малоизвестные или вновь написанные сочинения. В ее репертуаре более трехсот произведений: сочинения Ф. Э. Баха, Генделя, русских композиторов 19 века, а также пьесы зарубежных и советских мастеров. Это и оригинальная музыка, написанная для арфы, и многочисленные транскрипции, переложения, обработки, сделанные самой арфисткой. Среди наиболее удачных транскрипций Дуловой — “Танец императрицы Пагод” из балета “Сон Флорины” М. Равеля, “Утренняя серенада” из балета “Ромео и Джульетта” С. Прокофьева, “Токката” А. Хачатуряна, произведения французских клавесинистов и другие.

Исполнительское искусство В. Дуловой известно слушателям многих стран мира. Наибольшую известность принесли ей концерты 60—70-х годов, когда она гастролировала в Нью-Йорке и Париже, Амстердаме и Токио, Берлине и Риме. Дулова — участник многих международных семинаров и встреч арфистов. Начиная с 1963 года она принимает участие в международной неделе арфы в Голландии, проводит открытые уроки в “классах мастерства” в Хард-фордском университете (США), участвует в проведении международных курсов арфистов в Гаржилесе (Франция), читает лекции и проводит семинары в университетах Осаки и Киото (Япония).

Школа Дуловой имеет большой и заслуженный авторитет у арфистов всего мира. Ее педагогическая деятельность началась еще в 1937 году в музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, а с 1943 года она ведет класс арфы в Московской консерватории. Исполнительские принципы Дуловой изложены в книге “Искусство игры на арфе” (1975) — одном из лучших современных трудов по методике преподавания и истории арфы. По-особому талант Веры Дуловой раскрывается в оркестре Большого театра, куда она была приглашена в качестве солистки еще в 1934 году. Здесь ее сольные партии являются подлинным украшением балетных спектаклей.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.