Бог славян – Ярило

Древний корень яр, к которому восходит имя Ярилы, означал весну, а также состояние любви и готовности произвести потомство. Глагол ярить(ся) в русском языке имеет значения “горячиться, кипятиться, а также разжигать любовное желание”, в украинском — “багроветь, сердиться, пылать”. Слово ярость в некоторых русских диалектах означает “похоть, возбужденное состояние в период течки у животных”, а в украинских — “страстность, пыл, любовную готовность”. Крестьяне справляли празднества в честь Ярилы вплоть до начала 20 века, и назывались такие празднества “Ярилиными игрищами”, “Ярилиными гуляньями” или просто “ярилками”. “Ярилины гулянья” обычно происходили с апреля по июнь (до Петровского поста), и, как правило, их приурочивали к какому-либо церковному празднику, хотя характер празднества был очень далек от православных правил поведения.

Одно из самых старых описаний Ярилиных игрищ оставил преосвященный Тихон Задонский. В мае 1765 года он наблюдал в Воронеже, как на традиционное место празднования Ярилы “множество мужей и жен старых и малых детей … собралось. Между сим множеством народа я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки, приметил плясания жен пьяных со скверными песнями”. Собравшиеся выбирали парня, который должен был изображать Ярилу, наряжали его в обвешанную бубенчиками и колокольчиками одежду, голову убирали цветами, а в руки давали колотушку. Он возглавлял шествие, а остальные шли следом, изо всех сил колотя в барабаны или печные заслонки. Эти игрища и в конце 19 века носили самый разгульный характер: все собравшиеся пили безо всякой меры, пели нескромные песни, плясали, разбивались на парочки. Недалеко от Рязани ярилки праздновали ночью.

Неженатая молодежь — семейных на гулянье не допускали — собиралась на холме, который назывался Ярилина плешь, и разжигали костер. Этнограф, описавший этот обычай по рассказам местных жителей, спросил у одного из участников игрищ, кто же такой Ярила, и получил ответ: “Он, Ярила, любовь очень одобрял”. А название “Ярилина плешь” восходит к очень древним по происхождению, однако существовавшим еще в начале 20 века обрядам “погребения Ярилы”, совершавшимся поздней весной или в начале лета. Во время таких обрядов, сопровождавшихся веселыми гуляньями и пьянством, из деревянного обрубка, веток и тряпок делали куклу, изображавшую мужчину с его естественными половыми принадлежностями. Куклу клали в гробик, и пьяные бабы закапывали его с разными причетами. В окрестностях Владимира, например, этот праздник назывался “Ярилову плешь погребать”.

Если знать, что во многих русских говорах словом плешь называют детородные органы, то становится понятным и название холма, на котором праздновали ярилки, и смысл обрядового погребения Ярилы — побудить землю стать более плодородной. В Белоруссии в конце прошлого века Ярилины гулянья праздновали в конце апреля. Крестьяне выбирали красивую девушку, наряжали ее в белые одежды, на голову ей надевали венок и сажали на белого коня. Хоровод девушек, также с венками на головах, сопровождал коня к полю, распевая песню: Волочился Ярило По всему свету, Полю жито родил, Людям дети плодил. А где он ногою — Там жито копою. А где он не глянет — Там колос зацветет. После принятия христианства некоторые черты Ярилы воспринял св. Юрий (Георгий). Во первых, этому способствовало созвучие и смысловое сходство имен Ярилы и Юрия: слова с корнем юр – имеют значения, сходные со словами, образованными от корня яр.

В народном культе св. Юрия также можно усмотреть черты Ярилиных игрищ. Например на Юрьев день принято было кувыркаться и попарно — парень с девушкой — кататься с боку на бок по полю. Местные жители так объясняли смысл праздника: “Катались на Юрия по житу. Раненько, до восхода солнца. С хлопцем покатаешься — чтоб хлопец любил. Чтобы любились, чтобы “прикочнулся” ко мне, чтобы взял меня замуж”. Во-вторых, народный культ приписывал св. Юрию покровительство урожайности нив и плодовитости скота. В церковном календаре св. Юрию было посвящено два праздника — весенний и осенний, и приходились эти даты как раз на начало и конец теплого времени года, а следовательно, и сельскохозяйственных работ. Пастбищный сезон продолжался от “весеннего Юрия”, когда скот первый раз по весне выгоняли на пастбище, до “осеннего”, когда скот на зиму загоняли в хлев.

“Весенний Юрий” начинал лето. В народе считали, что у св. Юрия хранятся ключи, которыми он отмыкает весну и землю, скованную зимними холодами. В белорусской песне Юрия просят: “Подай, Юрью, звонки ключи, отомкнуть красну весну, теплое лето”. Очень напоминает ярилки и обряд, совершавшийся в день “весеннего” Юрия в некоторых местах России. В этот день в селе выбирали красивого парня, украшали его зелеными ветками и травами, а на голову клали большой круглый пирог. Он шел с этим пирогом в поле, а хоровод девушек сопровождал его с такой песней: Святой Юрий по полям ходил Да жито родил. Трижды обойдя вокруг засеянных полей, участники обряда разводили костер, а принесенный пирог делили на всех и съедали. Все эти действия должны были способствовать хорошему урожаю.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.