Краткая биография и творчество писателя Александра Александровича Фадеева

Краткая биография и творчество писателя Александра Александровича Фадеева

Александр Александрович Фадеев родился 24 декабря 1901 года в г. Кимры бывшей Тверской губернии (Калининская область). Родители Фадеева принимали участие в революции и вынуждены были часто переезжать из города в город. В 1908 году они обосновались на Дальнем Востоке в таежном селе Чугуевке Южно-Уссурийского края. Образование будущий писатель получил сначала в сельской школе, а затем в коммерческом училище во Владивостоке. Фадееву не было и 16 лет, когда в стране развернулись революционные события. «Я принадлежу, — говорил писатель, — к тому поколению демократической интеллигенции, которое было еще в поре ранней юности, когда произошла Октябрьская революция в России. Мы учились на медные деньги своих родителей. Мои отец и мать, фельдшер и фельдшерица в глухой деревне, еще сами обрабатывали землю. Таковы были и мои немногочисленные товарищи по школе. Жизнь рабочих и крестьян была нам близка.

Во Владивостоке Фадеев жил у своей близкой родственницы Сибирцевой. Ее семья оказала большое влияние на дальнейшую судьбу писателя. Сама Сибирцева поддерживала связь с коммунистической организацией Приморья. В 1918 году Фадеев вступил в члены Коммунистической партии и принял участие в подпольной революционной работе во Владивостоке, который в то время был оккупирован японцами. В 1919—1920 годах в рядах партизан он воевал с войсками Колчака и японскими интервентами. Молодой Фадеев пользовался большим уважением у своих товарищей: в 1921 году военная конференция коммунистов Дальнего Востока избрала его делегатом на X Всероссийский съезд Коммунистической партии. Вместе с другими делегатами съезда он подавлял кронштадтский мятеж, был ранен на подступах к крепости, на льду Финского залива.

Писать Фадеев начал еще в 1921 году. Первая повесть его — «Разлив» — была опубликована в 1923 году. В это же время он написал рассказ «Против течения». Настоящая литературная слава пришла к нему после опубликования романа «Разгром» в 1926 году. Вслед за «Разгромом» Фадеев пишет роман «Последний из удэге». Из задуманных автором шести книг этой эпопеи закончены четыре. В годы Отечественной войны Фадеев работал в качестве военного корреспондента «Правды» и Совинформбюро. В 1944 году он напечатал книгу «Ленинград в дни блокады», в 1945 — закончил роман «Молодая гвардия». Последние годы он был занят романом «Черная металлургия», который остался незаконченным. А. Фадеев был видным общественным и литературным деятелем, одним из организаторов и руководителей Союза советских писателей. Он вел большую и важную работу в качестве видного деятеля движения сторонников мира.

В одном из своих выступлений Фадеев подчеркнул, что он относится к тем писателям, «которые в своей творческой работе главным образом опираются на живой опыт действительности, на свой собственный опыт». Уже в ранних, во многом незрелых произведениях Фадеева — повестях «Разлив» и «Против течения» — проявились эти черты его творчества. Но в полной мере они нашли художественное выражение в романе «Разгром». В основе книги лежат личные впечатления писателя. Осенью 1919 года Фадеев вступил в партизанский отряд и провоевал в нем в течение года. Командир этого отряда и послужил в известной степени прототипом при изображении Левинсона. По своей фабуле «Разгром» очень прост. В нем рассказывается о судьбе партизанского отряда. Действие романа происходит в тот период, когда партизанское движение на Дальнем Востоке терпело временные поражения в борьбе с войсками японских интервентов. Отряд Левансона, преследуемый японцами и белогвардейцами, прорывается с жестокими боями сквозь вражеское кольцо. В этих боях он теряет много бойцов.

В живых остается только девятнадцать человек. Но свою боевую задачу отряд выполнил и готов к новым битвам за власть Советов. Все действие в произведении развертывается в течение трех месяцев. Такова основа романа. С тонким мастерством нарисовал Фадеев образ командира партизанского отряда Левинсона. Новаторство Фадеева в изображении Левинсона, равно как и других партизан, проявилось в том, что он отказался от плакатных схем. Его персонажи — обыкновенные, живые люди. Сила Левинсона состоит вовсе не в том, что ему совершенно чужды недостатки и слабости. Внешний облик Левинсона совсем не богатырский. «Он был такой маленький, неказистый на вид — весь, состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колон». Когда погибает лучший друг Левинсона Бакланов, он, нисколько не стыдясь, плачет. И этого маленького, внешне неказистого человека партизаны выбирают своим командиром. Они выбирают его потому, что верят ему, считают его «правильным человеком», у которого нет других интересов, кроме интересов дела.

Левинсон наделен качествами настоящего партийного руководителя, «вожака революционных масс». Самые сильные стороны его — связь с народом, вера в энтузиазм масс. «Левинсон верил в то, что движет этими людьми не только чувство самосохранения, но и другой, не менее важный инстинкт, скрытый от поверхностного глаза, не осознанный даже большинством из них, по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью и без которого никто из них не пошел бы добровольно умирать в улахинской тайге». Левинсоном владеет высокая романтическая мечта о светлом и прекрасном будущем. Но ему чужд мелкобуржуазный романтизм, потому что такой «романтизм» не считается с суровой реальностью жизни и обольщает себя сладостными и несбыточными иллюзиями. Этому «романтизму» Левинсон противопоставляет иную романтику — романтику революционного действия, романтику борьбы за прекрасное будущее. «Видеть все так, как оно есть, для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть, — вот к какой — самой простой и самой нелегкой — мудрости пришел Левинсон».

Разум и воля партии воплощены не в одном Левинсоне. Вместе с ним руководят партизанским отрядом отважный, безгранично преданный революции юноша Бакланов, шахтер Дубов, подрывник Гончаренко. Большую роль в романе играет образ взводного командира Метелицы. Вначале он был задуман автором как малозначительная, третьестепенная фигура, но в ходе развития повествования приобрел большое значение. Он как будто бы дополнял Левинсона. «В образе Метелицы, — отмечает Фадеев, — мне показалось необходимым воплотить те черты характера, которых не хватает у Левинсона». В Метелице Фадеева привлекала жизненная сила человека из народа, «которая била в нем неиссякаемым ключом и которой самому Левинсону так не хватало. Когда он видел перед собой быструю, всегда готовую к действию фигуру или знал, что Метелица находится где-то тут, рядом, он невольно забывал о собственной физической слабости, и ему казалось, что он может быть таким же крепким и неутомимым, как Метелица».

Метелицу Фадеев изобразил с живой симпатией и теплотой. Сила, цельность, героизм этого обаятельного, простого и жизнерадостного человека восторжествовали в тот роковой и решающий час, когда Метелица попал в руки белогвардейцев. Когда Метелица убедился, пишет Фадеев, что ему на этот раз не уйти, главная мысль, овладевшая им, была: «Каким образом он, Метелица сможет показать тем людям, которые станут его убивать, что он не боится их». Несмотря на все побои, пытки и истязания, Метелица не проронил ни одного слова и погиб как герой. Существенное место занимает в романе образ Морозки. В нем выражен сложный процесс преодоления старых, чуждых нам привычек и представлений, унаследованных от собственнического мира, процесс формирования новой личности в условиях революционной действительности. У Морозки немало отрицательных качеств. Он не гнушается кражей дынь на огороде у крестьянина, в нем иногда проявляются черты анархического своеволия, он грубо обращается со своей женой Варей. Но, как и при изображении других персонажей, Фадеев в сложном переплетении противоположных качеств Морозки оттеняет его основные, ведущие черты. В чем они проявляются?

Морозка — шахтер, и как бы ни были сильны пережитки прошлого в нем, классовое, пролетарское начало — вот что определяет главное, наиболее существенное в его нравственном облике. Когда Дубов бросает Морозке во время обсуждения его проступка гневные слова: «Не хочешь нашим быть? блудишь? позоришь угольное племя?», Морозка отвечает: «Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!..» Он пошел в партизанский отряд воевать за Советскую власть по глубокому внутреннему убеждению. Он говорит Левинсону в ответ на приказание сдать оружие и «убираться на все четыре стороны»: «Уйти из отряда мне никак невозможно, а винтовку сдать — тем паче. — Он сдвинул на затылок пыльную фуражку и сочным, внезапно повеселевшим голосом докончил: — Потому не из-за твоих расчудесных глаз, дружище мой Левинсон, кашицу мы заварили!.. По-простому тебе скажу, по-шахтерски!..» Труден и мучителен путь внутреннего роста Морозки. Он жадно стремится выбраться на настоящую дорогу и с горечью чувствует, как трудно это дается ему. «Морозке казалось теперь, что он всю жизнь всеми силами старался попасть на ту, казавшуюся ему прямой, ясной, и правильной, дорогу, по которой шли такие люди, как Левинсон, Бакланов, Дубов… но кто-то упорно мешал ему в этом… он никогда не мог подумать, что этот враг сидит в нем самом…»

Развитие характера Морозки и заключается в постепенной победе над этим врагом в себе самом. В нем все больше начинает пробуждаться чувство политической ответственности. Знаменателен эпизод с переправой. Дезертиры распускают панические слухи, и у переправы создается невообразимая толчея, Морозка умело наводит порядок. Он начинает сознавать себя человеком, ответственным за судьбы людей. Иным, более человечным становится его отношение к Варе. И в решающую минуту жизни, когда в полную силу проявляются подлинные качества человека, истинная его суть, в минуту смертельного испытания Морозка оказался настоящим человеком. Свои слова: «Да я кровь отдам по жилке за каждого» — он полностью оправдал ценой жизни. Чтобы спасти товарищей, он, не колеблясь, пожертвовал собой. Полной противоположностью Левинсону, Морозке и их товарищам является Мечик. Главная черта Мечика — мелкое и пошлое эгоистическое себялюбие. В нем воплощены типичные черты человека, взращенного буржуазным собственническим миром, тем миром, где человек заботится только о себе и где личное благополучие является целью и смыслом существования. Другая особенность Мечика состоит в том, что он живет лжеромантическими иллюзиями. Не умея разобраться в суровой правде жизни, он создает себе фантастический, иллюзорный мир, неправдоподобный и несбыточный, в котором герои с легкостью совершают необыкновенные подвиги и им остается только пожинать плоды своих побед.

Фадеев постепенно проясняет истинную суть Мечика. Варя влюбляется в него, но полюбила она не реального, живого Мечика, а лишь свою мечту о чистой и красивой жизни. В решающий час, когда Морозка погибает, спасая отряд, малодушный и трусливый себялюбец Мечик предает товарищей, чтобы только уберечь себя. При этом характерно следующее обстоятельство. В начале романа есть эпизод, когда Морозка, невзирая на опасность, спасает раненого Мечика. Партизаны бережно несут его. «Он почувствовал тихую благодарность к людям, которые несли его так плавно и бережно». И этих людей, так бережно относящихся к нему, и самого Морозку, спасшего его, он предает самым позорным образом. Совершив подлый поступок, Мечик еще пытается рядиться в одежду страдающего романтического героя. Он хочет застрелиться. Вначале Фадеев намерен был изобразить сцену самоубийства Мечика: «…по первоначальному моему замыслу Мечик должен был кончить самоубийством; когда же я начал работать над этим образом, я постепенно убеждался, что кончить самоубийством он не сможет и не должен». «Самоубийство придало бы не соответствующий всему его облику какой-то ореол мелкобуржуазного «героизма» или «страдания», на самом же деле он человек мелкий, трусливый, и страдания его чрезвычайно поверхностны, мелки, ничтожны».

Фадеев отказался от первоначального замысла. И в романе сцена «самоубийства» дана так. «Он (Мечик) машинально вытащил револьвер и долго с недоумением и ужасом глядел на него. Но он почувствовал, что никогда не убьет, не сможет убить себя, потому что больше всего на свете он любил все-таки самого себя — свою белую и немощную руку, свой стонущий голос, свои страдания, свои поступки — даже самые отвратительные из них. И он с вороватым тихоньким паскудством, млея от одного ощущения ружейного масла, стараясь делать вид, будто ничего не знает, поспешно спрятал револьвер в карман». В конце романа Мечик окончательно сбрасывает с себя маску «революционера». Он помышляет вернуться в город. «Вдруг там белые?..» — думал он тоскливо… «А не все ли равно?» — вдруг подумал Мечик с той прямотой и трезвостью, которую он теперь сам умел находить под ворохом всяких добрых и жалостных мыслей и чувствований». Фадеев до конца обнажил внутреннюю суть Мечика. Трус и предатель, он готов переметнуться в стан белогвардейцев. У Морозки немало недостатков. «Но в трудные, решающие моменты борьбы, — говорил Фадеев, — он поступал так, как нужно для революции, преодолевая свои слабости.

Процесс участия его в революционной борьбе был процессом формирования его личности, освобождения от наследия проклятого прошлого и приобретения новых качеств революционного борца. Он не успел пройти еще пути формирования до конца, потому что был рано убит». Мечик, другой «герой» романа, весьма благопристоен с точки зрения буржуазной нравственности. Но его «мораль» и его «принципы» маскируют внутренний эгоизм, отсутствие любви к людям, мелкий индивидуализм. Сама жизнь подтвердила, что Морозка несравнимо более высокий тип человека, чем Мечик, ибо стремления его возвышеннее и благороднее. Роман Фадеева, изображающий действительность в ее революционном развитии, в борьбе нового со старым, явился выдающимся произведением социалистического реализма. Фадеев следовал горьковским традициям. В критике долгое время считалось, что «Разгром» написан под влиянием Л. Толстого. Это верно только отчасти. Фадеев, как и другие советские писатели, учился мастерству у величайшего русского художника.

«Толстой, — говорил Фадеев, — всегда пленял меня живостью и правдивостью своих художественных образов, большой конкретностью, чувственной конкретностью, чувственной осязаемостью изображаемого и очень большой простотой. Работая над произведением «Разгром», я в иных местах в ритме фразы, в построении ее невольно воспринял некоторые характерные черты языка Толстого». Жизненность и правдивость образов, конкретность изображаемого, простота — вот чему учился Фадеев у Толстого. И действительно, в обрисовке персонажей писатель добивается того, чтобы каждое душевное движение, каждый поступок, каждый жест героя соответствовал его внутренней сущности, его характеру и был бы максимально естественным и мотивированным. Так, с полной убедительностью показаны разные душевные состояния Левинсона и тогда, когда он, чтобы поддержать свой престиж, угрожает револьвером своевольничающему партизану, и тогда, когда он заботится о партизанах, и тогда, когда он, потеряв Бакланова, плачет. Изображая своих героев, Фадеев раскрывает их внутренний мир, их сложные психологические переживания.

Фадеев стремится изобразить действительность — и людей, и природу — во всей ее конкретной зримости и осязаемости. Рисуя портрет героя, он не перечисляет всех внешних его признаков, а выделяет характерную деталь, наиболее рельефно обнажающую внутреннюю суть. В портрете Левинсона писатель подчеркивает его зоркие, пытливые, проницательные глаза, причем, повторяя эту деталь, он не просто варьирует ее, а развивает, уточняет, конкретизирует. Уже в первой главе Левинсон предстает таким, как его воспринимает Морозка. «Надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты, а больше всего — нездешние глаза Левинсона; глубокие и большие, как озера, они вбирали Морозку вместе с сапогами и видели в нем многое такое, что, может быть, и самому Морозке неведомо». Писатель возвращается к этой детали: «Ну, ступай… — махнул Левинсон рукой, насмешливо прищуривая вслед голубые, как омуты, глаза». В главе IX снова: «У маленького человечка, так плохо игравшего в городки, оказались большие ловкие глаза, — они схватили Мечика и, вывернув его наизнанку, подержали так несколько мгновений, будто взвешивали все, что там оказалось»,- Эти проницательные, всевидящие глаза ярко подчеркивают главное в характере Левинсона.

Вот портрет Мечика: «Лицо у парня было бледное, безусое, чистенькое…» В самой внешности даны тонко, без нарочитого подчеркивания, внутренние качества Мечика. У Морозки Фадеев отмечает внешние черты, характеризующие этого яркого, озорного и неуравновешенного человека. У него «лицо с ржавым непослушным чубом из-под фуражки и с насмешливыми зелено-карими глазами…». Учась мастерству психологического анализа, искусству изображения многокрасочности мира у Толстого, Фадеев в самом существе своего творческого метода следовал горьковским традициям. Они выразились в том, что в центре своего повествования писатель поставил положительного героя, активно переделывающего мир. Он посвятил роман изображению того, как растут, развиваются, идейно крепнут люди в ходе революции. Недаром в решающей сцене романа, когда Левинсон силой своего духа сломил настроение уныния, растерянности и паники в отряде и заставил партизан мостить гать через болото, ту самую гать, которая спасла их, Фадеев изобразил Левинсона почти теми словами и красками, которыми Горький нарисовал Данко.

«Людьми владели отчаяние и гнев. Они искали виновника своего несчастья, — конечно же, это был Левинсон!.. Если бы они могли сейчас видеть его все разом, они обрушились бы на него со всей силой своего страха, — пускай он выводит их отсюда, если он сумел их завести!.. И вдруг он действительно появился среди них, в самом центре людского месива, подняв в руке зажженный факел, освещавший его мертвенно-бледное бородатое лицо со стиснутыми зубами, с большими, горящими, круглыми глазами, которыми он быстро перебегал с одного лица на другое». Горьковские традиции сказались и в оптимистической трактовке, трагического сюжета романа. Роман кончается разгромом отряда, отсюда и его название «Разгром». В живых осталось только девятнадцать человек. Но у читателя не возникает и тени уныния. Отряд выполнил свою боевую задачу, он готов к новым битвам, и залог его успеха в грядущем заключен в той нерушимой связи, которая существует между горсточкой партизан и многомиллионным советским народом: «Левинсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и землю, сулившую хлеб и отдых, этих далеких людей на току, которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом, — и перестал плакать; нужно было жить и исполнять свои обязанности».

История «Молодой гвардии» послужила фактической основой для одноименного произведения Фадеева, первая редакция которого появилась в 1945 году, а вторая, дополненная, — в 1951. Но книга Фадеева не документальный очерк, а роман, и автор в полной мере использовал в нем свое право на художественный вымысел и обобщения. «Молодая гвардия» во многих отношениях связана с предшествующими произведениями писателя, и в частности с «Разгромом». Но если в «Разгроме» мы видим, как в огне гражданской войны рождается новый человек, как ему приходится преодолевать в себе тяжкий груз прошлого, то в «Молодой гвардии» перед нами молодое поколение эпохи социализма, взращенное и воспитанное новым строем. В «Разгроме» Фадеев мечтал о «новом, прекрасном, сильном и добром человеке». «Молодая гвардия» — осуществление волновавшей писателя мечты. В этом связь «Молодой гвардии» с «Разгромом» и различие между этими двумя романами. Роман «Молодая гвардия» построен на остром и драматическом конфликте, на резком контрасте между светлым миром советского человека и мрачными, зловещими силами фашизма. Советские люди представлены в романе всеми поколениями нашего общества — от старого коммуниста Лютикова до десятилетнего мальчика-партизана Сашки.

Большую роль в романе играют секретарь подпольного обкома Коммунистической партии Иван Федорович Проценко и секретарь Краснодонского райкома Филипп Петрович Лютиков. Мы видим, с какой неутомимой энергией Проценко организует эвакуацию людей и огромных материальных ценностей из прифронтовых районов. Он один из руководителей партизанского движения в области. Взрывы вражеских эшелонов, захват населенных пунктов, нападения на фашистов — все делается им в согласии с планами командования наступающих советских войск. С волнением написаны писателем страницы, показывающие отношение Проценко к жене и детям. Как ни любил Проценко свою Катю, он именно ей поручил опаснейшее боевое задание, так как этого требовали интересы Родины. Непосредственным руководителем молодогвардейцев показан секретарь подпольного Краснодонского райкома Лютиков. Это натура цельная и ясная, слово и дело у него нераздельно слиты. «Его поучения, — отмечает писатель, — не оставляли равнодушными… они привлекали сердца, а особенно сердца людей молодых, потому что молодежь тем сильней воспламеняется мыслью, чем больше мысль подкреплена силой примера». Человек большой сердечной отзывчивости, Лютиков был неподкупен, строг и, если нужно, беспощаден.

Учиться бдительности, упорству, преданности делу — вот к чему призывал комсомольцев старый коммунист. «Воспитывайте в себе гордость за наш родной Донбасс. Помнишь, как боролись наши старые товарищи — Артем, Клим Ворошилов, Пархоменко? — говорит старик, и кажется, что это не тусклый свет коптилки, а отсвет тех давно прошедших битв отражается в строгих глазах его… — И помните: бдительность — мать подполья… Почему погиб Василий Иванович Чапаев? Он погиб потому, что его дозоры уснули и близко подпустили неприятеля. Будьте начеку и ночью и днем, будьте аккуратны…» Особое место в романе занимают образы коммунистов Матвея Шульги и Андрея Валько. Оба они были оставлены на подпольной работе в Краснодоне, но с первых же шагов оказались в руках гестапо и погибли мученической смертью. Фадеев с глубоким сочувствием рисует Шульгу и Валько. Они идут на смерть не дрогнув и умирают героями. Но, повествуя об их трагической участи, автор, с одной стороны, показывает неизбежность тяжелых жертв в борьбе с фашистами, а с другой — оттеняет и ту мысль, что война не на жизнь, а на смерть с чудовищными гитлеровскими ордами требовала не только отваги, но и умения, дальновидности. Валько и особенно Шульга падают жертвами своей слепоты.

В центре романа «Молодая гвардия» стоит молодежь — юноши и девушки Краснодона. Писатель поставил перед собой задачу воспроизвести в романе собирательный, коллективный образ советской молодежи, и внимание его сосредоточено на действиях всей организации молодогвардейцев в целом. Однако среди участников группы он выделяет нескольких человек и в них с наибольшей яркостью воплощает новые черты советских людей. Это — Кошевой, Громова, Тюленин, Шевцова и Земнухов. Фадеев так определяет молодое поколение социалистической эпохи: «Самые, казалось бы, не соединимые черты — мечтательность и действительность, полет фантазии и практицизм, любовь к добру и беспощадность, широта души и трезвый расчет, страстная любовь к радостям земным и самоограничение, — эти, казалось бы, не соединимые черты вместе создали неповторимый облик этого поколения». В молодогвардейцах эти качества проявлялись по-разному. Вот перед нами Олег Кошевой. «Он был очень юн, совсем еще мальчик, но от его загорелого лица, высокой легкой фигуры, даже от одежды, хорошо проглаженной, с этим темно-красным галстуком и белым наконечником складной ручки, от всей его манеры двигаться, говорить с легким заиканием исходило такое ощущение свежести, силы, доброты, душевной ясности, что Уля сразу почувствовала доверие к нему».

Олег Кошевой — щедро одаренная, деятельная натура. Его отличительные свойства — душевная чистота, ясность, богатство духовного мира и вместе с тем мальчишеское озорство (случай с расклейкой листовок под носом у полицаев). Когда немцы оккупируют Краснодон, главное чувство, безраздельно охватившее Кошевого, — это жажда активной борьбы с врагом, жажда мести за зверства, за надругательства над Родиной. И само собою рождается у него мысль о создании подпольной партизанской группы для борьбы с фашистами. Кошевой знает, какой смертельной опасности он подвергает себя, но это не останавливает его. «Партизан никогда не дорожит своей личной жизнью, — говорит он. — Он никогда не ставит свою жизнь выше счастья Родины. И если надо выполнить долг перед Родиной, он никогда не пожалеет своей жизни. И он никогда не продаст и не выдаст товарища. Я хотел бы быть партизаном!» Так же естественно встает на путь борьбы с фашистами Ульяна Громова. Она воплощает в себе физическую и духовную красоту. Одна из ее подруг такими словами определяет Громову: «в тебе есть что-то сильное, большое, ты все можешь, и правду говорит моя мама — бог дал тебе крылья…» И действительно, необыкновенны и душевная глубина, и стойкость Громовой, и ее большой ум, и доброе сердце. Когда перед ней встал вопрос, как быть дальше, ответ ее ясен: «…я поняла, что иного пути у меня нет. Да, я могу жить только так или не могу жить вовсе. Клянусь матерью своей, что до последнего дыхания я не сверну с этого пути!»

Ваню Земнухова товарищи прозвали «профессором». В нем Фадеев подчеркивает многообразие его интеллектуальных интересов. Земнухов — поэт. Его стихи еще несовершенны, но знаменательно, что пессимистическим настроениям он противопоставляет радостное приятие мира, мечту о светлом будущем:

Нас радости прельщают мира,
И без боязни мы вперед
Взор устремляем, где вершина
Коммуны будущей зовет.

Сергея Тюленина вдохновляют славные деяния Фрунзе, Орджоникидзе, Кирова. Он хотел бы так же прославить свою Родину, как ее прославили стахановцы, челюскинцы, Громов, Никита Изотов. Всю свою ненависть и презрение к врагу Сергей сразу же претворяет в дело. Одним из первых, кто вступил в смертный бой с фашистами, был Тюленин. О Любе Шевцовой Фадеев говорит: «ее терзали жажда славы и страшная сила самопожертвования. Безумная отвага и чувство детского, озорного, пронзительного счастья — все звало и звало ее вперед, все выше, чтобы всегда было что-то новое и чтобы всегда нужно было к чему-то стремиться». Оставленная разведчицей-радисткой, она с большим искусством и мастерством выполняет свои трудные боевые задания. Так Фадеев подчеркивает, что каждый из молодогвардейцев отличается своими индивидуальными качествами, но всех их объединяет чувство священной любви к Отчизне, готовность к самопожертвованию во имя ее свободы и независимости. Герои романа верны и в дружбе, и в любви. Чтобы не бросать больного товарища, Анатолий Орлов остается в оккупированном городе. И именно безграничная верность друг другу и своему делу позволила молодогвардейцам в течение полугода совершать дерзкие диверсионные акты и не быть обнаруженными. С нежностью и печалью рисует Фадеев любовь молодогвардейцев Вани Земнухова и Клавы Ковалевой, Олега Кошевого и Нины Иванцовой, любовь робкую, трогательную и преданную.

Общую характеристику молодого поколения революции дает майор — случайный спутник Жоры и Вани, внимательно слушавший их горячие споры о жизни, о будущем, о выборе пути. «— Вы, ребята… вы даже не знаете, какие вы ребята… Не-ет! Такое государство стояло и будет стоять! — вдруг сказал он и с ожесточением погрозил кому-то в пространство коротким черным пальцем…— Ах, боже мой! Да это счастье — стоять на месте, не отступать, жизнь отдать, — поверьте совести, я сам бы почел за счастье жизнь отдать, отдать жизнь за таких ребят, как вы! — с волнением говорил майор». Фадеев раскрывает единство поколений советских людей. Давняя тема всей мировой литературы, тема отцов и детей, здесь решена по-новому. Отцы и матери молодогвардейцев сочувствуют своим сыновьям и дочерям и поддерживают их. Юные герои книги учатся у старших мужеству и стойкости. Все советские люди разных поколений — от бабушки Веры и дедов-чабанов, встретившихся Туркеничу и Олегу, когда они отбивали скот у гитлеровцев, и до «гриба-боровика» — маленькой дочки хозяйки, в доме которой остановилась Люба Шевцова, — горячо любят свою Родину и страстно ненавидят оккупантов. Эта великая и непреодолимая сила сопротивления всего советского народа поддерживала и вдохновляла молодогвардейцев.

К раскрытию характеров молодогвардейцев Фадеев подошел несколько иначе, чем к изображению положительных героев в прежних своих произведениях. По сравнению с «Разгромом» в «Молодой гвардии» усилилась романтическая тональность, которая, как известно, свойственна социалистическому реализму. Она сказалась в характере изображения персонажей и в самом стиле повествования. В начале романа Ульяна Громова сравнивается с прекрасной, чистой и совершенной в гармоническом сочетании своих красок лилией. И суть не только в том, что Уля внешне красива; ее красота связана с душевным богатством ее внутреннего мира, и писатель передает это характерной портретной деталью: «…девушка с черными волнистыми косами, в яркой белой кофточке и с такими прекрасными, раскрывшимися от внезапно хлынувшего из них сильного света, повлажневшими черными глазами, что сама она походила на эту лилию, отразившуюся в темной воде». Роман написан в приподнятой, взволнованной манере. Местами он становится как бы поэмой в прозе. Фразы звучат мерно и торжественно, с нарастающим эмоциональным напряжением. «…Олег смотрел на луну и точно видел ее впервые. Он привык к жизни в маленьком степном городе, где все было открыто и все было известно, что происходит на земле и на небе. И вот все уже шло мимо него: и как народился месяц-молодик, и как развивался, и как взошла, наконец, та полная луна па синем небе. И кто знает, вернется ли когда-нибудь в жизни эта счастливая пора беззаветного полного слияния со всем, что происходит в мире простого, доброго и чудесного?»

Писатель в лирических монологах размышляет о смысле происходящего, оценивает поступки своих персонажей и подчеркивает свое полное внутреннее родство с героями краснодонского подполья. Иногда такой монолог строится как прямое обращение художника к читателю. Глава XIII, посвященная Тюленину, начинается следующими словами: «Как бы ты повел себя в жизни, читатель, если у тебя орлиное сердце, преисполненное отваги, дерзости, жажды подвига, но сам ты еще мал, бегаешь босиком, на ногах у тебя цыпки, и во всем, решительно во всем, к чему рвется твоя душа, человечество еще не поняло тебя?» «Молодой гвардии» чуждо холодное, бесстрастное, равнодушное описание. Автор активно вторгается в повествование. Каждый эпизод, каждый образ проникнут либо страстной, горячей и открытой любовью, либо такой же открытой и страстной ненавистью. Писатель выбирает краски резкие, яркие и сильные. Уля сравнивается с прекрасной лилией. Любу Шевцову Фадеев характеризует сравнением: «Легкая, как огонь». Шульгу и Валько, погибших в неравной борьбе с палачами, писатель называет рыцарями. Патетична часто и речь героев, и авторская речь. Фадеев говорит о Шульге: «в страшных мучениях, в тоске невыносимой, душа его обращалась к Проценко, их общему руководителю и личному другу, и вопрошала: «Где ж ты, Иван Федорович? Як ты? Чи жив ты? Бьешь ли ты проклятых ворогов, пересилил ли ты их, перехитрил ли ты их? А вдруг, так же как и меня, терзают душу твою? И вороны уже клюют серед степу твои веселые очи?»

Характерны эмоциональные эпитеты, посредством которых передаются переживания героев: страшные мучения, невыносимая тоска. Характерно и то, что глагол спрашивать заменен торжественно-эпическим вопрошать. Внутренний монолог Шульги изобилует синтаксическими параллелизмами, вопросительными и восклицательными формами. Заключает его народно-поэтический образ ворона, выклевывающего очи. Лирико-патетические элементы романа восходят к традициям Гоголя, к эпическому стилю «Тараса Бульбы». В «Молодой гвардии» Фадеев сумел воплотить героический характер советского народа, стойкость и душевную красоту нового человека, рожденного и воспитанного социалистическим обществом. Кошевой, Тюленин, Громова и другие персонажи «Молодой гвардии» стали такими же любимыми героями советского читателя, как Павел Власов, Чапаев, Павел Корчагин. Значение творчества Фадеева в истории советской литературы состоит в том, что он ярко и сильно изобразил такие важнейшие эпохи в жизни советского народа, как гражданская война и Великая Отечественная война против фашистских захватчиков; он одним из первых в нашей литературе сумел выразить сложный и богатый внутренний мир человека новой, социалистической эпохи.

В 1956 году Фадеев в болезненном состоянии покончил с собой.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.