Меньшиков при Петре 2

Меньшиков при Петре 2

По вступлению на престол молодой Император быстро охладел к Меньшикову. Подчинение, в которое Меньшиков поставил его по отношению к себе, раздражало самолюбивого и упрямого мальчика. Он не был охотник учиться, любил погулять, страстно любил охоту. Но обо всем надобно было спрашивать светлейшего князя (Меньшикова) и часто ждать сурового отказа. «По какому праву отказывает?» — вопрос напрашивался сам собой и был крайне опасен для положения генералиссимуса. Воспитателем и обергофмаршалом к Императору был назначен Остерман. Человек хитрый и ловкий, он сумел снискать большую любовь своего воспитанника и незаметно поддерживал антипатию последнего к светлейшему. Случайная болезнь Меньшикова дала возможность Государю пожить без его гнета и произвела свое роковое действие; возвратить влияние было почти невозможно. Меньшиков, ослепленный своею властью, продолжал вести упорную борьбу и постоянно раздражал Государя, отменяя его приказания. Цех каменщиков поднес Петру 9000 червонцев. Петр послал их в подарок сестре Наталии Алексеевне. Посланный встретился с Меньшиковым, который велел отнести деньги в свой кабинет, сказав: «Император еще очень молод и не умеет распоряжаться деньгами, как следует». Петр, узнав об этом, был взбешен и закричал: «Я покажу ему, что я Император и что мне надобно повиноваться!».

Иногда Петр проявлял и самостоятельность по отношению к Меньшикову, но сначала лишь в шутливой форме. Так, 12 мая весь двор был приглашен царем на новоселье в дом на Васильевском острове. Среди шумного веселья Петр вдруг выступил на середину зала и, сделав строгое лицо, с самым решительным видом произнес, обращаясь к собравшимся:

— Сегодня я хочу уничтожить фельдмаршала.

Все замерли, так как фельдмаршалом был один Меньшиков. Но Император улыбнулся и, подозвав к себе Меньшикова, подал ему грамоту на еще более высокое, нежели фельдмаршал, звание генералиссимуса. При Екатерине I Меньшиков никак не мог добиться этого звания. Петр II был совершенно равнодушен к Марии Меньшиковой, и она, со своей стороны, не выносила своего жениха. Рассказывали, что молодой Государь на коленях умолял сестру, Великую Княгиню Наталию Алексеевну, расстроить этот брак. Меньшиков надеялся победить упрямство юного Государя и был так опьянен своим могуществом, что колебался дать согласие на брак младшей своей дочери Александры с наследным принцем Ангальт Дессауским, потому что мать его была дочерью аптекаря. Крестьянский сын, пирожник — боялся неравного брака!..

Меньшиков жил по-царски на Васильевском острове в огромном доме (ныне первый кадетский корпус), за которым был разбит обширный парк с оранжереями, голубятнями и загонами для диких зверей. В то время мостов на Неве не было. Меньшиков переезжал реку в огромной золоченой лодке, изнутри обтянутой зеленым бархатом. Ладью вели 12, иногда 24 гребца. На левом берегу Невы его ждала золоченая, украшенная княжеской короной карета на низких рессорах, запряженная шестеркой, в малиновой упряжи, обделанной золотом и серебром. Впереди шли гайдуки, за ними пажи верхом в голубых бархатных казакинах с золотыми позументами; два гоф-юнкера княжеского двора ехали у подножек кареты и шесть конных драгун замыкали шествие.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.