Передача болезней и действие неодухотворенных причин

Передача болезней и действие неодухотворенных причин

В старые времена так же верили, что помимо порчи, болезнь можно иногда получить через передачу ее кем-нибудь другим, через «подброс» и «относ». Таким образом передаются, например, бородавки, насморк, лихорадка, собачья старость, или седун (английская болезнь). Эта передача совершается или через какие-нибудь наговоренные предметы, которые бросаются на дороге, меже и т.п., или через платье, снятое с больного и где-нибудь оставленное. Во всех этих случаях болезнь переходит на того, кто поднимет или возьмет эти предметы». Вот почему поднять какую-нибудь вещь на меже или на перекрестке крестьяне всегда опасаются. Поднявший должен отнести вещь на прежнее место и там три раза плюнуть на сторону. За несоблюдение необходимой осторожности в таких случаях можно жестоко поплатиться..

«Еду я однажды, — рассказывает крестьянка С-ва, — гляжу, узелочек. Я, вестимо, бабье дело, и подняла. Поглядела: рубаха, крест, пояс, щепочка и угольки. Положила в сани, еду. На возвратном пути нагоняю старуху Мышину, прозвище ей такое, посадила ее и рассказала про находку. Старый-то человек не то, што мы, глупые, как ахнет, руками-то всплеснет, да и закричит — неси скорее туда, где подняла: это, баба, на дурное! Отнесла, но с той поры я не баба стала: тоска, еды лишилась, ни дети, ни двор не милы. С год мучилась, пока на человека не попала, который наговорил и снял. А другая наша сельчанка яйцо у колодца подняла и с той же поры на голоса начала кричать, дотоль кричала, поколь на тот свет не пошла».

В других случаях виновником болезни является сам больной: некоторые сыпи, например, ветреница, или летучий огонь (herpes labialis), происходят от «подуму» и человек заболевает ими, глядя на больного с другой сыпью. Иногда, впрочем, сыпь привязывается и с ветру. Вообще, область таинственного в деле происхождения болезней чрезвычайно велика и разнообразна. Болезни часто могут вызывать и не одухотворенные причины и иногда они так пусты и ничтожны, что, кажется, если не та, то другая болезнь сторожит каждый шаг и каждое неосторожное действие крестьянина. Обнаруживается полная скудость разумных взглядов на причины заболеваемости и открывается широкое господство суеверий.

В Новгородской губернии существовала у детей болезнь «щетинка», «щекотун». Причина этой болезни в высшей степени проста: если беременная женщина толкнет случайно или нарочно поросенка, то родившийся младенец заболеет щетинкой, т.е. будет плакать дни и ночи, не давая никому покоя, от раздражения щетинками, которые появляются на поверхности его тела. Интересен способ распознания этой болезни, необходимый для цели ее лечения. Для определения, точно ли у ребенка щетинка, мать трет своей щекой о спинку ребенка, или же, взяв его на печь, «выстрекивает» молоко на спинку ребенка и начинает поглаживать ладонью. Если у ребенка точно щетинка, то сначала появляются на спине будто бы черные точечки, а затем и волосики.

Интересна также болезнь, известная в Орловской губернии под названием «круги». «Круги» — сыпи, имеющие круговидное расположение, появляются непременно и всякий раз у тех, кто переходит через «каталища» — места, где катались лошади, всегда обозначаемые очертаниями нескольких кругов. Чтобы не заболеть кругами, орловские крестьяне избегали переходить такие «каталища» или, в предупреждение заболевания, плевали три, а то и девять раз на землю. «Ты, стало быть, ослеп, што шел прямо на «каталище»? — журил один мужик другого. — Я думаю, можно рассмотреть. Если уж ты не рассматриваешь, где ходишь, то, когда пройдешь по «каталищу», обратись назад и 9 раз плюнь, тогда ничаво не будет. Лошадиное «каталище» еще можно вылечить у знахарки, а помилуй Бог, ступить на собачье «каталище», вот, тада узнаешь: все тело будет в кругах, што нельзя будет ни сесть, ни лечь, а выговором собачье «каталище» не возьмешь: не берет».

Подобным же образом происходит «письяк» (ячмень). Причина этой, болезни — собака, пес: если человек ест что-нибудь и не даст собаке, которая глядит ему в глаза, то непременно сядет «письяк». Кто съест кусок хлеба, мяса или обглодает кость, предназначенную собаке, у того под мышками появятся «сучьи сиськи». Если через ребячью пеленку перебежит собака, в ребенка «увяжется сушец», или собачья старость». Вообще, многим непонятным, отступающим от нормы явлениям является чисто суеверное объяснение: родится ребенок с обмотанной вокруг шеи несколько раз пуповиной, значит, мать, когда была беременна, мотала нитки на святках, по вечерам; идут роды медленно и затягиваются наибольший промежуток времени, чем следует, значив она, будучи беременной, оступалась, переходила через оглобли или перешагнула через помело.

Едва ли есть какая-либо надобность разбирать и проводить разницу между действительными причинами заболеваниями и теми воображаемыми, как их представляет себе народ, а разница между ними так же велика, как самая крайняя, несбыточная фантазия. Если взять эти последние причины в том виде, как они вырисовываются народными воззрениями, и исключить три действительно болезнетворных фактора, допускаемых народом — простуду, тяжелую работу и старость, то окажется, что вся остальная народная теория о причинах возникновения болезней Почти сплошь обоснована на суевериях. Суеверные воззрения народа часто касаются таких мелочей, что, будь они направлены в разумную сторону, они не свидетельствовали бы только о бесплодной пытливости ума, а делали бы большую честь народной наблюдательности.

Все эти воззрения стары, как стар народ, и ни время, ни новизна некоторых условий народной жизни не могли их сделать более разумными. Земская медицина, несмотря на краткость своего существования сравнительно с тысячелетней жизнью народа, оказало на него неоспоримое влияние, изменив взгляды на лечение, больницы и некоторые заразные болезни, но она не повлияла на выработку народом общих разумных Воззрений на здоровье, требующих для своего образования всегда и больше времени и опыта, и большей суммы и определенности тех подготовительных понятий, из которых формируются общие. Вот почему все те воззрения народа на заболеваемость, которые с известным правом можно отнести к разряду рациональных и разумных, почти так же древни, как и чисто суеверные, слишком односторонни и бедны, и обнаруживают донельзя малую наблюдательность народа относительно всего того, что фактически касается его здоровья.

Желудочно-кишечные заболевания как детей, так и взрослых, крестьянин приписывал чему угодно — простуде, пупу, грызи, порче и т.п., но только не связывал их ни с пищей, ни с питьем и разве только при массовых заболеваниях, например, при холере, когда связь употребления воды с развитием болезни становится ясной до очевидности, решит, что воду «не иначе как отравляют», и подчас припишет эту отраву докторам.

Похожие страницы:

1. Взгляд деревенского народа на деторождение и бесплодие
2. Народные приемы лечения болезней, связанные с религиозными и магическими представлениями
3. Народные физиотерапевтические методы лечения – баня, ванны, кровопускание
4. Условия и особенности заболеваний русской деревни
5. Сглаз, оговор и испуг

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.