Народное прогнозирование болезней

Народное прогнозирование болезней

Вопрос об исходе заболевания — совершенно естественный, имеющий и практическое, и моральное значение. Стремление разрешить его в каждом отдельном случае заболевания создало своего рода народную прогностику, т.е. искусство предсказания в болезнях. Эта прогностика, почти исключительно касаясь только конечных исходов заболевания, вопроса выздоровления или смерти больного, лишь в небольшом ряде случаев основывается на физических и физиологических признаках и почти всей своей тяжестью лежит на чисто суеверных основах. Народ не мог не заметить, какими могучими агентами здоровья являются сон и аппетит, и потому справедливо решает: если больной спит — к выздоровлению. — «Слава Богу, — говорят бабы, — нонче наша Матрена съела огурчика: надо полагать, пойдет на поправку». Особенно хорошим признаком считается, когда больной просит хлеба или щей и, напротив, очень плохим, когда желает свеклы или меду. Не лишены известной степени правильности также наблюдения над состоянием лица больного, на котором все заметнее отражается упадок деятельности сердца. Если лицо больного приняло землистый оттенок, у него заостряется нос, синеют и холодеют руки, то он скоро умрет. Некоторые из этих физиологических наблюдений имеют лишь относительное значение и могли выработаться под влиянием только полной беспомощности народа в медицинском отношении. Таково, например, наблюдение, по которому судили о неизбежности смерти в некоторых местах Пензенской губернии: если после надавливания пальцем на коже больного остается ямочка, то он обязательно умрет.

Когда нет в наличности тех или других признаков, по которым можно было бы судить об исходе болезни, предпринимаются прогностические опыты. С такой же экспериментальной целью дают иногда больному горячкой пить настой травы дубровки: если после питья появится липкий пот с тяжелым запахом, то больной непременно умрет, если же пот будет обыкновенный, то больной выздоровеет. С прогностической же целью мажут лоб больного медом и если мед почернеет, то решают, что больной умрет. Иногда таким прогностическим значением пользуются вши, которые во множестве появляются на больном перед его смертью, а иногда кошка: она охотно приходит спать К больному, если он выздоровеет, и упорно отдаляется от него, если он умрет. Чутким показателем смерти больного считается также собака, с которой проделывается следующий опыт: между пальцами больного кладут сала от ветчины или, замешав густое ржаное тесто, обтирают им ноги больного, от подошв до колен. В обоих случаях сало и тесто кидают собаке: если она съест брошенное, то больной будет жив, а не съест — умрет. Интересна одна фантастическая проба мочи, о которой сообщает один из наших новгородских сотрудников. Больному с вечера не дают пить и есть, а утром, на заре, предлагают помочиться в склянку и смотрят: если в моче не видно отражения человека, то больной скоро поправится; если отражение заметно внизу склянки, то болезнь будет хотя и продолжительная, но получит благоприятный исход, если же отражение замечается наверху склянки, то больной должен умереть. Исход болезни нередко определяется и по предчувствиям, и состоянию духа больного: если его снедает и томит беспредметная тоска, то болезнь окончится смертью, если же настроение больного жизнерадостное, то это тоже служит верным признаком его выздоровления.

Но гораздо чаще предсказание основывается на чисто суеверных признаках. Иногда для дурного предсказания достаточно, если у кого-нибудь зачешется переносье: это «перед головой». В других случаях предсказание это в высшей степени фатально: если начало болезни падает на четверг или субботу, то больному не встать с постели и грозит неизбежная смерть. Если больной лежит больше лицом к стене, то умрет. Если он, после долгого лежания, перейдет или попросит перенести себя на другое место, например, с полатей на печь, то это служит верным признаком его смерти. Если больной бредит и в бреду высказывает, что он хочет домой, зовет уже умершего человека, или в бессознательном состоянии ощупывает свою одежду, постель, начинает чистить пальцы, то все это делает перед смертью. Большое значение имеют сны больного. Если он увидит во сне, что у него выпал зуб, вылезли на голове волосы, отвалился угол в избе или выпало бревно из стены, то он умрет. Если увидит во сне, что выздоровел, то будет долго болеть. Если увидит себя венчающимся, то умрет, а если увидит во сне, что умер — выздоровеет. Близкую же смерть обозначают сны: увидеть себя на новом месте, строить новую хату или увидать покойных родителей. «Родители мои, видно, соскучились обо мне, зовут к себе», — объясняет этот сон больной. Не меньшее прогностическое значение придается некоторым действиям животных. Если собака роет землю и воет, обративши морду на хозяйскую избу или по направлению к церкви, кошка лежит под столом вверх ногами, скотина на дворе обнаруживает беспричинное беспокойство — все это верные признаки близкой смерти больного. Плохо также если в дом, где есть больной, залетит воробей или ласточка, закаркает ворона или несвоевременно запоет петух. Но особенно плохим и фатальным признаком считается, если запоет петухом курица.

«Сидели мы раз вечером, — рассказывает про один такой случай старуха-крестьянка, — потом легли все спать, а мне не спится, да и полно: тоска страшная приступила, по сердцу точно кошки царапают. Это, и лягу, и глаза скрою, а все не сплю, тошно и душу щемит; что-нибудь с родными неладное делается, думаю. Все же, забылась. Вдруг, как застучит кто-то в окно, да рама заходила. Я вскочила, бросилась к окну, окликнула — нет никого. Сотворила молитву, разбудила своих, рассказала им: так и решили — либо кто умер из сродников, либо над нами что собирается, И верно. Рано утром приезжает ко мне мужик из села Егорья и говорит, что брата моего нашли в петле мертвого. Так и знай, когда услышишь стук ночью, что даром это не пройдет никому. Али тоже, вон, каша из горшка вылезет, когда печь давно закрыта, али самовар заорет толстым голосом, али смола тоже, вот, вытопится из подворотни: гляди, что даром не пройдет». Существует также немалое число примет чисто религиозного характера. Если дьячок после соборования забудет кадило, то это считается за верный признак, что больной умрет. Если, при соборовании, дым из кадила или от потушенных свечей идет в дверь, то больной умрет, а если дым долго не рассеивается или поднимается вверх, то больной выздоровеет. Если елей, которым священник помазывает больного, впитывается в его тело, то больной выздоровеет, если же масло стекает, то больной умрет. Чрезвычайно благоприятное значение имеет сон после напутствования больного святыми тайнами: если он после причастия уснет, то, наверно, выздоровеет. Такое же значение имеет чувство облегчения и бодрости после причастия или соборования больного.

Иногда в прогностических целях предпринимается целая серия суеверных экспериментов: то в черепок насыпают горячих углей, кладут ладану и наблюдают за дымом, придавая его направлению такое же значение, как при соборовании, то снимают с больного шейный крест и опускают его в воду: если он почернеет, то больной умрет, а если нет — выздоровеет. Иногда, кладут на голову больного вербу, и если на нем появится пот, значит, больной умрет. В других случаях вопрос о жизни или смерти больного решает собака. На нее выливают остатки питья после больного и если она отряхнется, больной будет жив, а не отряхнется — умрет. В запутанных случаях, для разъяснения вопроса об исходе болезни, производится иногда целая операция. Расщепляется по длине молодой дубок, через расщелину протаскивается больной и после этого обе половины дубка у вершины связываются. Если дубок станет засыхать, то больной умрет, а нет — выздоровеет. В некоторых случаях, если больной долго хворает, производят своего рода искусственный кризис. С этой целью поили больного водой с «громовой стрелы»: через шесть дней больной начнет или поправляться, иди умрет. В некоторых местах Калужской губернии большой распознавательной славой, при детских заболеваниях, пользуется цвет пиона: если пион горит, то ребенок будет жить, а если только тлеет и чадит, то ребенок умрет. Очень решительная мера применялась в некоторых местах Орловской губернии при тяжелой и длительной агонии: с целью ускорить наступление смерти, вынимается из потолка избы доска. Признаком смерти в глазах народа является, главным образом окоченение и синева покровов.

Похожие страницы:

1. Народные приемы лечения болезней, связанные с религиозными и магическими представлениями
2. Народные физиотерапевтические методы лечения – баня, ванны, кровопускание
3. Условия и особенности заболеваний русской деревни
4. Сглаз, оговор и испуг
5. Сверхъестественные причины болезней и их олицетворение на Руси

Комментарии (1)
  1. Игнатова Рита
    15:27, 8 августа 2023

    Спасибо за то, что предоставляете возможность всем нам прогнозировать заболевания с помощью народных предписаний. Я чувствую, что они делают нас более информированными и делают нас более ответственными за свое здоровье. Я оцениваю исключительное участие вас и других в этом важном деле, в целях предоставления людям наиболее эффективной защиты их здоровья. Спасибо вам за это!

Комментарии закрыты.