Николаевский сиротский дом

Николаевский сиротский дом

Начало этому учреждению положено призрением бесприютных подкидышей. Но это благотворительное заведение из-за недостатка материальных средств само собою должно было закрыться. Между тем в июле 1863 года в Самару приехал Наследник Цесаревич Николай Александрович. Желая ознаменовать это событие делом благотворения, городское общество, через М. И. Гладкова, попросило у Цесаревича соизволение на дарование Своего имени новому приюту для сирот девочек, который общество решило устроить в память посещения города Наследником. Николай Александрович изволил милостиво принять просьбу граждан, и менее чем через год после этого, а именно 9 мая 1864 года, была произведена закладка Николаевского сиротского дома и при нем домовой церкви, на месте, пожертвованном городу удельным ведомством. Закладка нового дома Божия торжественно произведена была Преосвященным Феофилом, в присутствии губернатора Н. П. Мансурова. Строителем и старостой будущей церкви тогда же был избран М. И. Гладков, — положивший начало описываемому учреждению и до конца своей жизни остававшийся старостой этой церкви.

При самой закладке было собрано на сооружение Сиротского дома, по добровольной подписке 2498 рублей и пожертвовано: местным землевладельцем Ф. К. Алашеевым 40 000 кирпича и мещанином Орловым 3 000 кирпича. Между тем, пока еще возводилось здание сиротского дома, городское общество ввиду необходимости присмотра за сиротами, нанимает для этой цели особое здание на 25 девочек, возложив о них заботы на избранных обществом семь дам, из купечества. Открытый таким образом временный сиротский дом получил в первый же год своего существования на содержание, различными пожертвованиями, 3661 рублей. Всего в продолжение года в этом заведении содержалось 87 детей, а к концу первого года его существования, на его попечении было 36 детей, из которых 24 жили во временном приюте, а 12 были отданы на воспитание различным лицам. Затем в августе 1865 года было собрано на сооружение сиротского дома стараниями: губернатора М. П. Мансурова и И. Г. фон Дервиц 9567 рублей, кроме значительного количества кирпича и разных вещей, что дало возможность деятельно заняться постройкой дома для приюта.

И действительно, 8 сентября 1866 года часть дома была уже совершенно отделана, освящена и 25 сирот перемещены в него из нанятого дома. Открытие этой части приюта последовало 8 сентября 1866 года, все же сооружение окончательно отделано и занято было в 1869 году. Оно состояло из большого одноэтажного каменного здания, с церковью посередине, со службами и большим садом, простирающимся до берега Волги. Содержалось это здание:

1) на добровольные приношения;
2) на сумму, ежегодно отпускаемою городскою Думою из прибылей общественного Банка (в 1876 году было отпущено 4699 рублей);
3) на сборе с одного в год спектакля, обязательного для содержателя театра по постановлению Думы (в 1877 году 240 рублей);
4) на проценты с образовавшегося у Сиротского дома капитала, которого в 1876 году было 13 531 рублей.

Расход, например, в 1876 году, составлял 4604 рублей. Заведение это, находясь в ведении городской Думы, управлялось особым попечительным советом, состоящим из почетной попечительницы, в качестве председательницы совета, шести попечительниц и одного попечителя, который вместе с тем заведовал казначейской и письменной частью. Все эти лица избирались Думой. Городской голова — непременный член попечительного совета. Вначале Сиротский дом не имел почетной попечительницы, но в 1876 году была избрана на эту должность супруга губернатора С. А. Аксакова. В Сиротский дом принимали девочек не моложе 3-х и не старше 10 лет; в заведении они находились до 15-и или 16-летнего возраста. К концу 1876 года в Сиротском доме находилось 60 девочек. Кроме учения в школе при Сиротском доме девочек так же учили работам в устроенной швейной мастерской; стирать, гладить белье, готовить пищу на кухне. Прислуги не было в приюте в большом числе, поэтому воспитанницы сами шили себе белье и платье и вообще занимались всем хозяйством. Для руководства девочек и необходимой им помощи, в непосильных работах, при Доме были экономка с кухаркой и две прачки.

Швейной мастерской заведовала одна из попечительниц Н. И. Шахларева. Попечительницы Сиротского дома привязывались к девочкам как к своим детям и, когда они оканчивали учение, попечительницы пристраивали своих воспитанниц в хорошую семью, в услужение или выдавали замуж за порядочного человека. Во всяком случае, попечительный совет снабжал выпускаемую воспитанницу одеждой, бельем и небольшими денежными средствами, а выходящую замуж прямо из заведения — и некоторым приданым.

К числу благотворительных учреждений, существующих в Самаре, можно причислить Отделение общества попечения о больных и раненых воинах с Дамским комитетом. Само отделение общества, основанное в Самаре 4 января 1868 года, ничем особым не ознаменовало своей деятельности; напротив, оно с каждым годом чахло, имея в своем составе в первый год существования 56 учредителей и 4-х действительных членов. Главнейшей заслугой Самарского дамского комитета общества «Красного креста» — это то благотворное участие, какое он принял в населении губернии, постигнутом бедствием от неурожаев, так резко проявившемся в 1873 году. Председательницей комитета в это время состояла З. И. Мордвинова; секретарем комитета вначале был старший советник Н. А. Мординов и потом, за оставлением им этой должности, старший советник П. А. Рихтер. Когда в конце 1873 года на губернском земском собрании стало ясно, что значительной части населения края грозит голод, предотвратить который своими средствами земство не в силах и потому вынуждено обратиться к правительству с просьбой о помощи.

Со всех сторон доходили слухи до членов комитета, что многие семьи или вовсе не имеют хлеба, или из-за недостатка муки, подбавляют в нее муку из желудей и лебеды, а равно некоторые-другие, более или менее вредные здоровью суррогаты пищи. На этом основании дамский комитет, в заседании 13 октября 1873 года, постановил: приступить к выдаче пособий на продовольствие наиболее нуждающимся семействам и публиковать в газетах о приеме им пожертвований в пользу страдающих от голода Самарцев, а между тем, впредь до поступления пожертвований, позаимствовать 2600 рублей из суммы, собранной комитетом в прежние годы с особой специальной целью, так как таковая еще не была осуществлена. Изложенное решение комитета удостоилось одобрения Императрицы, ободрившей его к дальнейшей благотворительной деятельности. Эта мера имела успех и собрала значительные суммы, для распоряжения коими был избран в главном Обществе 7 января 1874 года главноуполномоченным общества тайный советник граф В. П. Орлов-Давыдов, прибывший в Самару в конце января и принявший деятельное участие в трудах Самарского дамского комитета, относительно подаяния помощи пострадавшему населению.

Во многих городах образовались специальные временные комитеты для сбора приношений, например: в Петербурге бывший под председательством супруги статс-секретаря А. П. Философовой, Лифляндский центральный, Самарско-рижский, Эстляндский и Перновский комитеты. Представители отечественной литературы также пришли на помощь Самарскому комитету. Независимо от открытой при многих газетах и журналах подписки для сбора приношений в пользу страдавших Самарцев, пожертвований, пересылавшихся в дамский комитет, сюда же была направлена вся выручка от изданного в пользу Самарцев сборника «Складчина«. Благодаря такому живому сочувствию к положению бедствовавшей части самарского населения, пожертвования и приношения, поступившие в Самарский дамский комитет, достигли 495 016 рублей деньгами и до 2968 рублей разного рода припасами: различным зерном, мукою, консервами, сухарями, платьем и тому подобное. За всеми произведенными Комитетом расходами всего в его распоряжении осталось 89 164 рублей. Эту сумму Комитет передал Самарскому губернскому земству для уплаты за крестьян наиболее пострадавшей местности, а именно, южной половины Бузулукского уезда, части долга за выданную им от правительства ссуду на обсеменение их полей.

Этой мерой, приведенной в исполнение в феврале 1875 года, Самарский дамский комитет закончил свою деятельность. Говоря о степени развития в Самаре общественной благотворительности, нельзя оставить без внимания бывшей здесь попытки организовать общество потребителей, кооперацию, имевшую чисто благотворительную цель. Но небольшой губернский город не представлял собою благодатной почвы для надлежащего развития подобного общества. Но все же составленный по инициативе двух, трех лиц Устав Самарского общества потребителей был утвержден 14 ноября 1868 года; состоялось первое общее собрание членов общества 8 декабря 1868 года, на котором были выбраны члены правления и поверочной комиссии; хотя общество это и открыло свою торговлю мясом и, частью, уральской рыбой, но общество это не просуществовало и года. Оно закрылось… Что же касается не вытребованных паев, в количестве 300 рублей, а равно запасного капитала 450 рублей, составившегося из барышей — от мясной торговли, то такая сумма была, согласно постановления общества, передана в село Сколково, Самарского уезда, для образования в нем сберегательного товарищества.

Похожие страницы:

1. Частные учебные заведения в дореволюционной Самаре
2. История постройки крепости Самара
3. История Самарского женского иверского монастыря
4. История появления первой школы в Самаре
5. Известные англичане бывавшие в Самаре

От Волги до Тихого океана
Старая Самара
0 678 8 мин.
Скоромыкин, Сруль и другие...
Старая Самара
0 620 3 мин.
История Струковского сада
Старая Самара
0 570 13 мин.
Комментарии (1)
  1. Карпов Эраст
    22:38, 2 сентября 2023

    Николаевский сиротский дом — это организация, которая предоставляет помощь и уход для детей, оставшихся без родительского покровительства. Здесь детям предоставляется безопасное пространство, где они могут получить поддержку и найти своё место в мире.

Комментарии закрыты.