Герб Самарской области

Герб Самарской области

Геральдикой (от средневекового латинского «heraldus» — глашатай) называется вспомогательная историческая дисциплина, основным предметом исследования которой является герб — символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, государств, организаций, учреждений. Гербы имели также различные средневековые ремесленные корпорации — гильдии, цехи и т.п. Главная особенность герба в отличие от различных символических знаков и изображений — его наследственность. Основной задачей геральдики считается атрибуция гербов, т.е. определение их принадлежности. Геральдика тесно связана с генеалогией, исследующей возникновение и развитие родственных отношений, и сфрагистикой, изучающей печати.

История создания гербов начиналась в средние века в период непрестанных войн, когда возникла необходимость высоко оценить доблесть и храбрость выдающихся воинов. Во время боевых походов гербы, размещавшиеся на щитах рыцарей, становились их главной отличительной особенностью, поскольку доспехи были очень закрытыми и похожими, а лица рыцарей скрывались шлемами. Популярность рыцарских турниров привела к появлению специальных глашатаев. Геральдическое изображение рыцаря — герольдов, в задачу которых входило описание гербов и определение их принадлежности. Со временем отличительные знаки рыцарей стали родовыми, передаваясь по наследству. Была разработана система строгих правил составления гербов.

В 14 веке в некоторых западноевропейских странах даже появились специальные учреждения — герольдии, обеспечивавшие соблюдение геральдических правил, а также составлявшие справочники — гербовники. Со временем герольдии получили государственный статус. В соответствии с правилами теоретической геральдики герб может составляться из различных частей: щита, шлема, щитодержателей (условных фигур, например, животных, людей, поддерживающих щит), нашлемников, короны, наметов (украшений в виде виньетки, выходящей из-за шлема), мантии (бархатного полотнища, выходящего из-под короны и подбитого мехом горностая), всевозможных украшений, обрамляющих щит. Основой герба является щит, который может быть следующих видов:

французский — четырехугольной формы с заострением внизу в середине в виде круглой скобки (высота щита равна 9/8 его ширины);

испанский — имеет те же пропорции, что и французский, но с закруглением внизу вместо скобки;

варяжский — треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами.

Существовали также квадратные, круглые, ромбовидные щиты и щиты с вычурными формами (например, германский). Гербы были рельефными и плоскостными, цветными, но могли изображаться по особым правилам и в черно-белом варианте. Они составлялись из двух драгоценных металлов (золота и серебра, причем в геральдике не проводится различие между золотом и желтым, серебром и белым цветом), пяти финифтей — эмалей (лазури, объединяющей различные оттенки синего и голубого; червлени, обозначающей красный или алый цвет; зелени; черной; пурпура, который передавался оттенками фиолетового, сиреневого или холодно-малинового цвета), мехов (беличьего, горностаевого, собольего).

Основное правило геральдики запрещает накладывать металлические фигуры на металл и финифтевые — на финифть.

Для случаев, когда герб необходимо было исполнить в одноцветном варианте (например, на фамильном столовом серебре или на печати), были разработаны особые правила изображения цветов. Серебро изображается не заштрихованной поверхностью, золото передается черными точками по белому полю. Цвета финифтей графически показываются следующим образом: червлень — вертикальными линиями, лазурь — горизонтальными линиями, зелень — диагональными линиями справа налево, пурпур — диагональными линиями слева направо, черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь, а при рельефном воспроизведении — пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Горностаевый мех графически изображался в виде хвостиков по белому полю, беличий — фигурами, напоминающими разделанную и развернутую беличью шкурку, по белому полю, соболий мех — черным цветом. В случае перемены цветов (поле черное, а знаки белые) мех назывался противогорностаевым или противобеличьим.

В геральдике стороны определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом. Поэтому правой стороной щита считается левая от зрителя, левая геральдическая сторона — справа от зрителя. Живые существа (человек, звери, ангелы и т.п.) и некоторые искусственные фигуры (корабли, меч, стрела, лук и т.п.), как правило, изображаются в гербах повернутыми вправо (в левую от зрителя сторону) или прямо на зрителя. Поворот влево не типичен для геральдики, хотя и встречается в ряде гербов, имеющих давнюю традицию. Иногда в состав герба входит девиз — краткое изречение (часто на латинском языке), характеризующее принципы жизни, убеждения владельца герба. Девизы помещаются на лентах за пределами щита, обычно под щитом, при этом цвет ленты соответствует главному полю герба, а цвет литер девиза — главной фигуре герба.

В России геральдическая символика наиболее активно начала развиваться в 14 веке, чему способствовали прежде всего процессы объединения русских княжеств в единое Государство Российское. Изображения на вислых печатях — «буллах», становятся все более однообразными и наследственными, т.е. постепенно превращаются в гербы. В 1464 году в Ермолинской летописи впервые упоминается всадник (ездец), поражающий змия — дракона. Впоследствии изображение всадника появилось на печатях и монетах великих князей, а три века спустя — на гербе города Москвы. В 1497 году возникла вислая печать с двуглавым орлом, ставшим государственным гербом России.
Герб Самарской областиВ 1672 году был изготовлен «Царский титулярник», в котором помещались гербы 33 земель и городов, входивших в полный царский титул. Некоторые изображения этих гербов ранее использовались как печати, но большинство было создано заново. Официальная система геральдических знаний в России появилась при Петре I, который в 1722 году учредил Герольдмейстерскую контору, призванную создавать городские и личные гербы. В том же году появляется «Табель о рангах». Все лица, дослужившиеся до коллежского асессора (чина 8-го класса), получали потомственное дворянство, а с ним и право на родовой герб.
Герб Самарской областиВ 18 — 19 веках работа по созданию городских и губернских гербов велась наиболее активно, чему в немалой степени способствовала российская реформа местного управления 1775 года, особенно «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», дававшая им право иметь печать с городским гербом. До конца 18 века были утверждены гербы более 500 городов. В 1778 году была разработана система соотношения изображений на земельных (губернских) и городских гербах, предполагавшая помещение элемента земельного герба в гербе города. При этом гербовый щит, как правило, делился на две половины по горизонтали: верхнюю половину щита занимал губернский герб, нижнюю — собственный герб города. Александр II своим указом 1857 года отменил это положение, распространив собственные гербы городов на весь щит. Для обозначения принадлежности города к губернии вводилась так называемая вольная часть — прямоугольник, примыкавший к краю щита. При переходе города из одной губернии в другую вольная часть заменялась. Однако повсеместное соблюдение указа не было обеспечено, и в большинстве городов изображения гербов остались без изменений.
Герб Самарской областиГерб Самарской областиВ России гербы губернии и губернского города часто совпадали, но могли быть и различными. Как известно, на гербе Самары изображена белая дикая коза, стоящая на траве в голубом поле. Впервые она встречается в «Знаменном гербовнике», составленном в 1729-1730 годах, где были нарисованы гербы для знамен полков, носящих названия городов их дислокации. В овале золотого картуша, увенчанного серебряной короной, безрогая белая коза стояла на траве в голубом поле. Непрофессиональный рисунок артиллерийского сержанта Александра Чиркова дополняла надпись: «Белая дикая коза». Почему именно коза? При создании гербов в Герольдмейстерскую контору из городов России должны были поступать различные сведения, необходимые для их составления. В частности, запрашивалась информация о рельефе местности и животном мире окрестных земель. Возможно, Самара прислала соответствующий список, где была упомянута и дикая коза. Не исключено, что в списке перечислялись и другие достопримечательности.

Во всяком случае, первоначально для Самары планировался иной герб — зеленая могила, лазоревое поле и золотой знак серы, «понеже в Самаре много могил и в земле множество родится серы». Победила, однако, коза, и когда Самара стала уездным городом Симбирского наместничества, она получила старый герб. 22 декабря 1780 года Екатерина II утвердила доклад Сената о гербах городов Симбирского наместничества. «По Именному Вашего Императорского Величества указу, — говорилось в докладе, — Симбирская Провинциальная Канцелярия учреждена Наместничеством и к оному приписаны города; но как из них некоторые по новому их учреждению гербов не имели: то вследствие сего, по приказанию Сената, правящим должность Герольдмейстера Действительным Статским Советником Волковым, городам, сие Наместничество составляющим, гербы, кои уже прежде были, те собраны; а учрежденным ныне городам сочинены вновь и представлены с описанием их Сенату. При сочинении же оных за правило постановлено, чтоб во всяком гербе Симбирского Наместничества в щите была часть из герба Наместнического города, по примеру прежде уже апробованных Вашим Императорским Величеством гербов, как то красками в оных и означено.»

Ознакомившись с документом, императрица наложила резолюцию: «Быть по сему». К докладу прилагались описания гербов. Четвертым был самарский: «Город Самара имеет старый герб: дикая коза белая, стоящая на траве в голубом поле». На этом гербе коза обрела прямые рога и покрылась густой длинной шерстью.
Герб Самарской областиНакануне образования Самарской губернии министр внутренних дел Лев Алексеевич Перовский предложил Сенату свой вариант герба будущего губернского центра: голубой щит разделялся на три части серебряным вилообразным крестом, символизировавшим слияние Волги и Самары. В верхней части размещался рог изобилия, из которого сыпались золотые монеты и который олицетворял богатство, полученное от торговли. В других частях — по одному золотому снопу пшеницы, главному предмету этой торговли. Сенат посчитал неуместным менять герб и предложил Николаю I утвердить прежний герб с заменой прямых козьих рогов на ветвистые. Процедура окончательного утверждения герба нового губернского города изложена в сенатском указе от 17 июля 1851 года: «Правительствующий Сенат слушали предложение Министра Юстиции, от 18 июня, в коем изъяснено: составленный в Департаменте Герольдии Правительствующего Сената проект герба для губернского города Самары он вносил в Комитет Министров. Комитет полагал: означенный проект герба представить на Высочайшее утверждение Его Императорского Величества. На проекте герба написано: в Петергофе, 8 июня 1851 года, собственною Его Императорского Величества рукою «Утверждаю». Таковой Высочайше утвержденный герб для города Самары Министр Юстиции предлагает Правительствующему Сенату. Описание означенного герба следующее: в голубом поле стоящая на траве белая дикая коза. Щит герба увенчан золотою Императорскою короною. Приказали: С Высочайше утвержденного герба для города Самары и описания оного, сняв копию, препроводить оную, для надлежащего распоряжения, к Управляющему Министерством Внутренних Дел при указе; об утверждении же сего герба дать знать, для сведения, указами всем Министрам, Военным Генерал-Губернаторам, Военным Губернаторам управляющим и гражданской частью, Генерал-Губернаторам, Градоначальникам, присутственным местам, Губернским Правлениям и Правительствам, а в Святейший Правительствующий Синод и во все Правительствующего Сената Департаменты и Общие оных Собрания сообщить ведения».

После 1917 года общественно-политические условия в стране не способствовали использованию гербов и о них надолго забыли. Только в середине 80-х — начале 90-х годов 20 столетия, в связи с процессом децентрализации государственного управления и усилением роли субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, появился интерес к созданию территориальных и муниципальных гербов и флагов. К тому же губернские и городские гербы, являясь визитными карточками земель и городов, надежно выполняли свои представительские функции, образно пропагандировали историю и культуру региона. Их отсутствие по идеологическим причинам не могло продолжаться бесконечно. Без местных гербов разрушался целостный историко-культурный облик города и области. И закономерно, что в России началось негласное возрождение гербов.
Герб Самарской областиГерб Самарской областиГерб Самарской областиГерб Самарской областиНе обошло модное увлечение и Самару. К его 400-летию исполком городского Совета народных депутатов принял решение «Об утверждении символического знака города Куйбышева». Было представлено несколько проектов, среди которых предпочтение получил знак, разработанный главным архитектором Советского района Владимиром Александровичем Ляпиным. Центральную часть нового герба занимал ореол, в котором уместились монумент Славы, фрагмент шестерни и пшеничный колос. В нижней части изображалась Волга и воспроизводился старый самарский герб. Верх знака занимали полосы Флага Российской Федерации. Поле имело темно-красный цвет, окантовка и ореол с шестерней и колосом были золотистые, стела, гребень волны и кант старого герба — серебряные, Волга и поле самарского герба — лазурные. Спешка, в которой создавались проекты, да еще без обсуждения специалистами, вызывала скептическое отношение историков и краеведов к эксперименту властей.

В конце концов голос разума возобладал. 8 октября 1992 года решением Малого совета Самарского городского Совета народных депутатов был утвержден герб города-Самары с описанием: «В лазоревом поле стоящая на траве белая дикая коза». Императорскую корону в то время восстановить не рискнули. Ныне действующий герб города Самары был утвержден решением Самарской городской Думы № 187 от 26 ноября 1998 года и имеет следующее описание: «Герб города Самары представляет собой простой (неразделенный) щит французской формы, в центре которого изображена в лазуревом поле стоящая на зеленой траве дикая белая коза. Щит герба увенчан золотой императорской короной». Это описание фактически соответствует гербу губернского города Самары.

Похожие страницы:

1. История появления первых библиотек в Самаре
2. Частные учебные заведения в дореволюционной Самаре
3. История постройки крепости Самара
4. История Самарского женского иверского монастыря
5. Краткая биография Курлиных

От Волги до Тихого океана
Старая Самара
0 621 8 мин.
Скоромыкин, Сруль и другие...
Старая Самара
0 576 3 мин.
История Струковского сада
Старая Самара
0 508 13 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.