За час 30 пятаков в отличном состоянии. Копаем, отключаю телефон…» В качестве лирического отступления скажу одно: нахождение даже нескольких старых монеток — это большая редкость,

За час 30 пятаков в отличном состоянии. Копаем, отключаю телефон…» В качестве лирического отступления скажу одно: нахождение даже нескольких старых монеток — это большая редкость,

«Золотая лихорадка»

Суббота, вопреки прогнозам, оказалась солнечной и теплой, но для нас это уже не имело значения – энтузиасты уехали с утра пораньше без нас. В три часа дня раздался звонок от моего друга Петра. Запыхавшись, он выпалил: «Нашли клад. За час достали уже 30 пятаков в отличном состоянии. Копаем, отключаю телефон…» В качестве лирического отступления скажу одно: нахождение даже нескольких старых монеток — это большая редкость, а совокупности любых монет, а именно клада – событие, которое энтузиастом-копателем будет вспоминаться еще многие годы, и, как минимум, полгода будет обсасываться в различных форумах и конференциях.

Для непрофессионалов поясню. Закапывание монеток в землю — старинная русская забава. Из этих монеток 99,9% представляют в силу массовости производства лишь кусочек цветного металла с полустертым барельефом и продаются в любом антикварном магазине или на нумизматических сайтах по цене от 1$ за штуку.

Залезьте в копилки бабушек и дедушек, достаньте серебряные монеты, которые вы считаете «страшно дорогими», и оцените их стоимость в интернет. Боюсь, будете сильно разочарованы. Это память, а не богатство.

Но продолжим. В воскресенье ко мне заехал Петр и радостно сообщил: «Копали до темноты, выкопали 140 штук, всем надо было по делам и на работу, в ближайшее время поедем докопаем». По прикидкам, в земле должно было оставаться еще от 150 до 350 монет.

На прощанье коллега подарил мне полустертый пятак 1796 года, размером в два раза больше, чем советский рубль. В общем, увесистая вещь, на счастье и удачу. Есть такая примета про монеты из клада.

В понедельник группа копателей-любителей уже ни о чем думать не могла, кроме как о своем кладе, и было принято решение в ночь с понедельника на вторник выехать на место: «Копать, копать, и еще раз копать!». Энтузиазм – штука заразная, и я предложил шефу съездить с коллегами, посмотреть на клад, и, если получится, написать для наших читателей небольшой репортаж. Увы, во вторник у шефа было примерно 3 совещания и 2 собеседования… Финансовая компания — это не то место, где можно «закосить от работы» посреди недели. Скрепя сердце я был отпущен с кладоискателями под достаточно вымышленным предлогом. Интуиции шефа я доверял всегда, авось что интересное и получится.

Новичкам везет

А теперь амбула. На месте прибытия группа энтузиастов обнаружила грязь, дождь и огромную перекопанную поверхность на месте их находки. Выражение их лиц я не могу передать словами. Горе и скорбь воцарились над полем. В глазах кладоискателей читались различные оттенки грусти в диапазоне от тихой печали до глубокого отчаяния. Со стороны они напоминали людей, которым сообщили о смерти всех родственников сразу, причем ни один не оставил завещания. В общем, «враги сожгли родную хату, убили всю его семью», как в песне.

Деваться было некуда. Я достал свой металлоискатель, который зачем-то купил прошлой весной и с тех пор ни разу к нему не прикасался по разным причинам (от неумения пользоваться до глубокой ненависти к любому копанию в принципе), и меланхолично начал бродить с ним по окраине травянистого склона, наслаждаясь переливами звуков из динамика, которые издавали старые ведра, лопаты, гвозди, пивные пробки и куски проволоки и сигаретной фольги, в изобилии находящиеся в земле.

Но тут металлоискатель как-то подозрительно пискнул. Друг Петр, находящийся рядом, тут же выкопал огромную яму. На дне ямы обнаружились фрагменты разбитого горшочка размером с сахарницу, густо перемешанные с мелкими и крупными серебряными монетками. По выражению лица Петра я понял, что именно ради такого момента любой кладоискатетель готов копать всю свою жизнь. Лично для меня этот момент наступил посреди какой-то помойки на окраине дороги спустя 20 минут после того, как я взял в руки металлоискатель второй раз в жизни. И, видимо, в последний, ибо, как говорилось ранее, копать я не люблю и в клады не верю.

Увы, среди полустертых серебряных «кругляшков» не оказалось ни одной редкой монеты. Это было легко установлено с помощью GPRS-интернета и ноутбука Петра. Неприятным моментом для нас оказалась стоимость GPRS в роуминге. Очень быстро мы просадили все деньги на телефоне Петра, а потом и на моем.

JEEP-сафари, или «ПатриотИЗМ» по-русски

Дальнейший осмотр помойки выявил наличие двух лопат, одного топора, немереного количества кусков кровельного железа и гвоздей. О фольге и пивных пробках я печально промолчу. Кто копал – тот поймет. Чертовы пробки великолепно сохраняются в земле и «орут» ровно так же громко и отчетливо, как настоящие монетки. А учитывая, что пиво с металлическими пробками стали делать уже в конце 19 века…Вы можете представить себе масштабы «бедствия». Утомившись от бесплодных поисков, мы решили переехать на соседнее поле, где по предположениям (а именно по карте на CD диске, которая уже лет десять продается в любом спортивном и охотничьем магазине) когда-то находилась деревня. Увы, УАЗ-патриот позорно сел на брюхо на первом же раскисшем участке дороги. Два раза нас вытаскивала Шеви-Нива, пока мы не сели окончательно. Я считаю, смешно называть внедорожником автомобиль, у которого нет блокировки колес, и который при попадании на глинистую дорогу начинает беспомощно буксовать двумя колесами «по диагонали». Справедливости ради, в остальном к «Патриоту» у меня претензий нет. Огромный и достаточно комфортабельный автомобиль.

В девять вечера нам на выручку приехал Петин друг Слава из Александрова и героически увяз в грязи рядом с нами (у его JEEPа в тот момент не было переднего кардана, и он доехал в наши пенаты на заднем приводе). Позже тот же Слава вызвал из Александрова друзей на ЗИЛ-131, который в кромешной темноте наконец вытащили и Славу, и нас. Поле к этому моменту превратилось в большое раскисшее болото.

Теперь о деньгах. Сколько мы заработали и сколько потратили.

Наши расходы:

2 металлоискателя: – 28 000 рублей

Лопаты, чехлы, батарейки – 3000 рублей

Бензин – 2 000 рублей

Шашлык-пиво-мангал-уголь: 2000 рублей

2 пары сапог: – 800 рублей

2 ХБ –костюма: 1000 рублей

Носки в сапоги: — 800 рублей

Мойка машины и салона от глины – 1000 рублей.

Радикулит, промокшие ноги и насморк, а также скандал от жен – бесплатно.

Задание выполнено, будем жить!

Что касается дохода, то горстка серебра при оценке на интернет-аукционе потянет максимум на несколько тысяч рублей. Да и такие редкие удачи случаются примерно у каждого сотого кладоискателя раз в 10 лет. В таких случаях проще раздарить монетки друзьям и знакомым «на удачу», чем идти к родному государству или к частным оценщикам.

Даже если вы стали владельцем редких монет, то вам дадут за них максимум 10% от их стоимости. Тем не менее, мы морально в плюсе.

Что же касается вас, уважаемые читатели, ей богу, не советую даже пытаться. Десятки тысяч кладоискателей-энтузиастов перерыли Московскую и смежные области почище сотен экскаваторов. На местах, где раньше были деревни, давно уже стоят садовые участки, а поля тысячи раз распахали трактора. Так что кладоискатели обычно бывают счастливы, когда за день непрерывного копания на проселочных дорогах находится хоть одна медная монетка. Правда, я знаю людей, которые на этом заработали деньги, но их очень немного.

Если после прочтения этой истории вы все-таки решились заняться кладоискательством, помните: одним из минимальных элементов оснащения является комплект металлоискателей по 200-300 тыс. рублей каждый, пара джипов и как минимум один эскалатор на прицепе.

Тем не менее, каждые выходные тысячи человек выезжают на одни и те же места и «копают, копают и копают». Ну, а я вряд ли получу повторное задание найти клад, поэтому «по-пенсионерски» буду собирать грибы. Еще одну такую поездку в семье мне не простят. Жизнь подкаблучника не сахар, знаете ли. Что уж говорить об охотниках и рыбаках… Многие меня поймут. Что же касается клада, то считайте его художественным вымыслом. Но фото поездки и фото раскопок – подлинные. Радикулит и насморк – тоже.

Справка:

Клад — зарытые в земле или спрятанные иным способом деньги или ценные предметы, владелец которых неизвестен и не может быть найден или же потерял на них право. Согласно законодательству РФ, обнаруженный клад делится поровну между нашедшим его и владельцем земли (здания, постройки), где он был найден. Однако кладоискатель и владелец земли могут заранее договориться о других пропорциях раздела клада.

Если же кладоискатель не получил согласия владельца земли (здания), где впоследствии им был обнаружен клад, на поиски, то клад полностью передаётся владельцу земли (здания).

В случае, когда предметы, содержащиеся в кладе, представляют художественную ценность, они передаются государству. Государство выплачивает за это вознаграждение в размере половины стоимости найденного клада. Эта сумма делится между кладоискателем и владельцем земли (здания) так, как было описано выше.

Нанятые для поисков клада люди, а также те, для кого поиски кладов входят в профессиональные обязанности (например, археологи), кладоискателями не являются и на клад претендовать не могут.

NB.

Эта история основана на реальных событиях.  Материал создан для читателей, интересующихся предметом, и является учебным.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.