Старинные религиознные обычаи чувашей

Старинные религиознные обычаи чувашей

Чуваши в средние века молились луне и солнцу. Во время моления, лицом обращались к востоку (поэтому по старинной традиции избы строили дверью на восток). Если моление происходило в избе, то обращались лицом к двери (на восток). По той же причине свечи богам ставили на порог. Своих божков-кукол хранили в чуланах, внося их во время молений в избу. Для жертвоприношений пекли юсманы (тонкие лепешки). Молясь, отламывали от такой лепешки кусочки и бросали их к порогу. Домашняя молитва (моление) называлась килти-чюк.

В поле, на открытом воздухе, проводилось моление общее — уй-чюк. Для жертвоприношений резали общинных баранов и быков. Руководил молением один из стариков, самый старший. Молились сидя, шапки держали под мышкой. В массовых молениях участвовало по нескольку деревень сразу. Такие моления совершались перед началом полевых работ. Жертвенные места и сам дух, якобы обитающий в данном месте, назывались «киреметь». Важное место в верованиях чувашей занимала земля. Они относились к ней, как дети к матери.

Весной, во второй половине апреля, в среду перед христианской пасхой, чуваши праздновали сэрень — свою языческую пасху. Провожая сэрень, люди выходили в поле, разводили костры и прыгали через них, чтобы очиститься от греха и прогнать злых духов. Праздник весны у чувашей назывался акатуй, у мордвы — кереть озко, у татар — сабантуй, сопровождавшийся играми, плясками, конными состязаниями. Эти действия рассматривались как магическое влияние на рост хлебов. Многие продолжали совершать языческие обряды на дому даже после их официального запрещения в 1893 году.

Для русалок, кикимор, киреметь, йерех выставляли пищу и зарывали монеты в близлежащем лесу. После обращения в христианство новокрещенные чуваши наряду с христианскими обрядами продолжали выполнять и языческие, механически прибавив к старым привычным языческим богам христианского бога и святых. По рассказам очевидцев, еще в 90-х годах прошлого века крестьяне-чуваши в награду за хорошую погоду мазали губы святого на иконе сметаной, а за плохую — выносили ее на двор и сажали в старый лапоть.

Похожие страницы:

1. Появление Самарской губернии
2. Усольский городок
3. Сборник Складчина

На Главную

Самарцы отличившиеся в Отечественной войне 1812 года
Биография Василия Ивановича Чапаева
История Поволжья
0 481 13 мин.
Самарское ополчение 1855 года
История Поволжья
0 429 4 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.